Алла Пугачева светит, но не греет

Примадонна - это женщина, которая не поет...

Примадонна - это женщина, которая не поет...

Она - женщина, которая не поет. Увы. Алла Пугачева прекратила свою концертную деятельность. Театр Эстрады, спорткомплекс "Олимпийский", киноконцертный зал "Россия", Кремль - нет в столице такой концертной площадки, откуда бы ни звучал ее голос. Ее любили и ненавидели. Раньше. Теперь ненавидеть Примадонну считается моветоном. И это плохо, потому что по законам жанра, без жгучей ненависти нет и настоящей, жертвенной любви.

А по законам жизни она - давно уже однозначно признанная фигура. Звезда ,шоумен, продюсер, бывшая жена, нынешняя любовница. А может и не любовница, может просто Муза. Но если любовница, то это - лучше, потому что женщина всегда остается женщиной и ей надо, чтоб "он пришел совсем внезапно". Даже если она уже не поет.

Она распускала про себя сплетни или народ сочинял про нее легенды? Сама Пугачева настаивает на втором. Пусть будет так. Ей можно простить многое,потому что "не отрекаются любя". И хочется верить, что жизнь ее - физическая и творческая - "кончается не завтра". И что ее старинные часы "еще идут".

Сегодня у Пугачевой день рождения, и поэтому Филипп Киркоров на этот день никогда ничего не планирует - ждет звонка от НЕЕ. Ничего не поделаешь - любовь, ее "осенний поцелуй после жаркого лета". А поклонники с утра спешат к ее дому с цветами. Ничего не попишешь - верность. Она выйдет к гостям в подарке от Кристины Орбакайте - в очередном балахоне, а может, наоборот - в лосинах и маечке. Что делать - сама себе дизайнер. Сядет за стол, поднимет бокал и будет вспоминать былое - первые гастроли, бурные любови, начнет рассматривать подарки. А потом, как и положено сильной женщине уже в полном одиночестве, быть может, начнет "плакать у окна". Потому что "крикну, а в ответ тишина".

Пугачева - звезда Страны Советов, плавно превратившаяся в звезду обновленной России. Ничего удивительного - Россия от СССР, как яблоко от яблони - плоть от плоти: те же звезды, те же зрители. А любой народ имеет тех кумиров, которых достоин.

Для СССР Пугачева началась с "Арлекино". Нестрандартная, не соответствующая признанным тогда нормам красоты, с никак уж не красящей ее щелочкой между зубов, короче, рыжая. Она появилась на экранах ТВ и сразу привлекла к себе внимание. Внимание это вскоре бы сошло на нет, если бы Пугачева так и осталась с "Арлекино", и с "Посидим, поокаем", но она перешагнула пусть и драматический, но все-таки игровой образ, и смогла занять ту самую нишу, которая сделала ее кумиром миллионов советских женщин. Итак, ее первое же и главное попадание в десятку: она - "брошенка", с дочкой на руках, отчаянно ждущая своего простого женского счастья. Она - та, кто надеется и верит - "ты придешь внезапно", она - та, кто плачет и зовет - "приходи хоть на часок".

А страна между тем теряется в догадках: "Кто же он? Ее Избранный?" В СССР нет желтой прессы и разрушить романтический образ Его некому. Никто не может рассказать, что тот, кого так ждет Алла, и кому навстречу зазвенит их "дочки голосок" просто-напросто прибалтийский цирковой артист Миколас Орбакас, с которым Пугачева и развелась то по собственной воле.

Пугачевой повезло. Ее тайну тогда никто не раскрыл, не упростил и не опошлил. И она эксплуатировала ее долгие годы, позже плавно переключая своего Первого Лирического героя на других Избранных, которые то сдавали перед ней свои позиции - "глазам не верю, ты пришел, Боже мой!", то снова бросали ее, такую простую, хорошую, но очень несчастную бабу - "А я такая, блин, такая-растакая. Но мой поезд ушел". Тайны бесконечных замужеств Пугачевой, которые шли у нее вперемешку с бурными романами, были раскрыты позже, когда советский интерес ко всему таинственному, когда каждый знает свою "самую правдивую правду" и все этими "правдами" обмениваются, плавно перерос в российское уже, бесконечное пожирание обнажающихся подноготных. Страна почти одновременно дорвалась до порно в Интернете, быстрорастворимой еды и желтой прессы. И снова Пугачева оказалась на гребне волны - раскрытие ее секретов долгое время не сходило со страниц бульварных изданий. Ее популярность росла и укреплялась, но, увы, по Закону сохранения энергии, плавно перетекала от певицы Пугачевой к медийному лицу, которому дали условное название Примадонна. Название это успешно прижилось.

Между тем, сколько бы не любопытствовала страна - с кем делит Первая, но не леди, а просто женщина - женщина, которая поет - свою постель, отнюдь не это было главным в становлении Пугачевой. Ей приписывали романтические отношения с Боярским, она крутила на глазах у всей страны настолько яркий, что он даже был удачно выражен в совместном творчестве, роман с Кузьминым, принимала ухаживания Розенбаума, а Леонтьеву даже предлагала узаконить их романтические взаимоотношения. Ныне это все - повод для громких заголовков в СМИ, позволяющих быстро распродать тираж, но из девочки Аллы Пугачевделали совсем другие люди.

Из всех ее мужей лишь один имел огромное влияние на Пугачеву - режиссер Стефанович. Это он первый внушил ей, тогда еще молодой певице, что она - Звезда, научил ее делать себе грамотный пиар, умело манипулировать таким понятием, как "слух". Но при всем своем положительном влиянии Стефанович давил на Пугачеву, пытался ее контролировать и, по всей видимости, это-то в первую очередь и разрушило их брак. Талантливая актриса, а главное - сильная женщина смогла оборвать узду и больше подобных ошибок не повторяла. Все последующие мужья Пугачевой, Болдин и Киркоров были (первый в меньшей степени, второй в большей) подкаблучниками. 

Самое же большое влияние на Пугачеву оказали, без всякого сомнения, ее авторы, творческие тандемы: Зацепин и Дербенев, Паулс и Резник. На время наиболее плодотворной работы с ними у Пугачевой приходится именно творческие, а не медийный взлеты. До сих пор значительная часть бывшей страны Советов уверена - выше пластинки "Зеркало души", Пугачева не поднялась. Действительно, именно этот двойной альбом фирмы "Мелодия", если покопаться, отыщется на антресолях в каждом втором доме, именно те песни помнит все страна, хотя лет им немало.Дербенев и Зацепин обеспечили Пугачевой стопроцентное попадание внужный образ: другие женщины узнали в исполнительнице себя, услышали озвученные в песнях свои проблемы, мужчины увидели ту, о которой они втайне мечтают: любящую, ожидающую, всепрощающую.

Увы, Пугачевой не удалось сохранить для себя первый авторский тандем. Но однозначно сказать, что это - плохо, нельзя. Ведь всю последующую жизнь Пугачева умудрялась слизывать с других авторов пенки, исполнять те композиции, которые они - еще никому не известные, но талантливые, пока не исписавшиеся - сочиняли для нее от всей души, полные надежд на будущее.Потому что исполнитель Пугачева - это было во многом залог успеха для новоявленного композитора. Так в ее обойме побывали и Николаев, и Морозов и Кузьмин, а позднее та же Любаша, блестяще стартовав, уступив Пугачевой лучшее, но, увы, так и не достигнув впоследствии уровня Саульского или Тухманова.
 
Второй творческий тандем, обслуживающий, а быть может - вопрос спорный - наоборот, использующий в своих целях Пугачеву -это Резник и Паулс. Ни один человек в СССР не скажет, что Пугачева сделала Резника или Паулса. Наоборот - сколько угодно. Кстати говоря, в этом - большое отличие Пугачевой от второй эстрадной Легенды СССР - Валерия Леонтьева. Все знают, что Тухманов добился того, чтобы Леонтьева впервые выпустили в телеэфир, а Паулс настоял, чтобы артисту-изгою разрешили-таки выступать в Москве, поставив ультиматум: не будет все второе отделение творческого вечера Паулса в киноконцертном зале "Россия" работать Леонтьев, - не будет и самого творческого вечера. Но сказать, что этого артиста сделал конкретный композитор, или несколько автор вкупе, невозможно. Леонтьев предпочитал на чужую популярность не опираться. Алла делала это постоянно.

Музыка Паулса спасла певицу Пугачеву, на длительный срок удержав ее в глазах публики как творческую величину. Паулсовский период - это вторая, после "Зеркала души", вершина в творчестве Пугачевой. Его "Маэстро", "Старинные часы" , "Песня "на бис", не говоря уже про "Миллион алых роз" стали в стране культовыми.

И именно после окончания паулсовского периода можно говорить о начале перерождения певцы Пугачевой в медийную Примадонну. У нее остаются безусловные творческие удачи - страна благосклонно принимает "Настоящий полковник", и "Мадам Брошкину", восторженно "Последний поцелуй" и "Приглашаю на закат", охотно "Одуванчики" и "Я - там, а ты - там", но, тем не менее, творчество Пугачевой, как исполнительницы именно стопроцентных хитов, становится менее стабильным.
 
Сегодня Пугачева объявила о своем уходе со сцены. Она больше не женщина, которая поет. Работать сольный концерт на прежнем уровне ей элементарно не хватает здоровья. Пугачева уверена в народной любви и открыто признается в расчете (правильном, кстати говоря) на понимание и сочувствие: "мне тяжело петь концерт вживую, мне тяжело выступать с прежней отдачей". На этой волне Пугачева сделала последний гастрольный тур, собрав последние аншлаги (и как следствие этого, гонорары) и окончательно превратилась в Примадонну. Теперь ее удел - разовое исполнение песен знаменитых авторов на Юрмале, ведение Новогодний программ, корпоротивы по специальной цене и Максим Галкин.

..."Уж если ты разлюбишь, так теперь..." Зима, 1981 год. Театр Эстрады. "Монологи певицы". Морозный воздух напоен, насыщен, наэлектризован вопросом: "Нет ли лишнего билетика?" Те, кто смогли купить у спекулянтов за две, а не за три цены - счастливчики. Черный квадрат задника, отсутствие балета, какого-либо намека на шоу, белый балахон, рыжая шевелюра, распахнутый в мольбе руки, гениальное исполнение, она - еще не народная артистка и совсем не Примадонна, она просто - любимица советского народа.... 

Уж если страна разлюбит так теперь. Но, наверное, не разлюбит. Потому что "не отрекаются любя". Да и жизнь, как хочется верить, кончается не завтра...

Татьяна ФЕДОТКИНА.

 

И ЭТО ВСЕ О НЕЙ

Михаил Шуфутинский

- С Аллой мы знакомы долгие годы с того времени, когда я не стал еще тем самым Мишей Шуфутинским, а она - той самой, Пугачевой. Мы были просто студентами и вместе учились. Алла свой талант выстрадала, каждая ее песня, особенно тех времен, - крик души, и любой мало-мальски мыслящий человек видел в ней подтекст. Однажды Алла посетила Лос-Анджелес - это было году в 82-м, - мы с ней тогда очень тепло встретились. Она даже отказалась от визита к сенатору, позвонила, и я к ней приехал в гостиницу. Пугачева отправила Болдина и всю команду, а мы поужинали вдвоем. На следующий день вместе с импресарио Шульманом она снова пригласила меня в ресторан.

Когда же я приехал в Советский Союз, наши пути уже несколько разошлись, встречались мы очень редко - только на съемках каких-то в Кремле или зале «Россия»... Может, и хорошо, что мы не сотрудничали, потому что она человек властный, а я плохо размножаюсь в неволе. Хотя Алла часто говорила: «Знаешь, ты единственный из людей, кто не вызывает у меня раздражения». Я это ценю.

Земфира (рок-певица)

- Для меня певицы Пугачевой не существует, поскольку я никогда не слышала ее живьем, пластинки ее в детстве тоже не слушала. Я совсем не кривлю душой, меня никогда это все не трогало - песни типа «Арлекино», «Айсберг», «Без меня», «Маэстро». Я лично с Пугачевой не знакома, более того, не хочу знакомиться…

Томас Андерс

- Мы с Аллой Борисовной пересекались много раз. И в России, и в Германии. Последний раз нам удалось пообщаться в Санкт-Петербурге, во время выступлений на фестивале «Дискотека 80-х», который, к сожалению, проходил в последний раз. Наши выходы на сцену были друг за другом. Мое выступление было предпоследним, Алла закрывала концерт. В завершении своего выступления я спел главный хит Modern Talking «You'are my heart you'are my soul». Не успел я допеть до конца, как ко мне на сцену выбежала Алла. Она подпевала мне, подтанцовывала. Зал взорвался аплодисментами. Это было невероятно приятно! Мы обнялись, поцеловались. А после завершения концерта еще очень долго разговаривали.

Александр Песков

- Благодаря Пугачевой родился жанр синхробуффонады, в котором я работаю. Это было в далеком 1982 году, когда я сделал свою первую пародию на не. А самый яркй, запомнившийся эпизод, с ней связанный, это наша встреча в Подольске много лет тому назад, куда я приехал на ее концерт, проходивший на стадионе. После концерта я прошел к Пугачевой в гримерку и обнаружил ее сидящей на диване и с аппетитом поедающей колбасу. Алла увидела меня и тут же спросила: «Санька, будешь колбасу? Московская!». А я, как и Пугачева, большой любитель столичной колбасы. И вот я сел у ее ног, и мы ели вдвоем эту благословенную колбасу. Для меня это был просто настоящей апогей, пик человеческой теплоты.

Таисия Повалий

- Недавно Алла Борисовна снимала в Киеве Рождественские встречи, и мне посчастливилось быть среди других артистов. В один из дней, накануне концерта, у меня был день рождения, и, несмотря на репетиции; расписанный и очень плотный график, Алла Борисовна приостановила все, собрала артистов за кулисами, чтобы поздравить меня с днем рождения. Было очень приятно!

Рустам (группа Штар)

- С Аллой Борисовной я встретился у Дмитрия Галкина (брат Максима) дома. Мы поговорили и она согласилась спеть со мной песню «Гадалка». У меня с Аллой Борисовной это не первая работа - мне очень приятно было с ней работать, да и вообще стоять на одной сцене, быть в сьемках программ. Пословица «Не заменимых нет» в случае с Пугачевой не действует!

Лилия ШАРЛОВСКАЯ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру