Москва испытала все на своем гербу. ФОТО

Главный символ столицы дважды разворачивали и много раз перекрашивали

Главный символ столицы дважды разворачивали и много раз перекрашивали
Герб Москвы 1883 года. Современный герб Москвы.

Столичный городской праздник День герба и флага Москвы, который отмечают 6 мая, особо популярным не назовешь. Мероприятия в его честь — такие, например, как праздничный концерт в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, — теряются на фоне многочисленных акций ко Дню Победы. Но столичные символы стоят посвященного им дня. В гербе Москвы можно найти отсылки ко всей российской истории, истории всемирной, христианству, язычеству и даже устройству Вселенной. Ведь, в конце концов, связан он с той очевидной истиной, что каждое утро встает солнце и разгоняет ночную тьму.

Герб Москвы, согласно официальному описанию, выглядит так: “Четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного змия”. Тот же святой Георгий, скачущий от древка к краю темно-красного полотнища, изображен в центре флага Москвы.  


Это современный облик символов. А началась их история... ну, например, две с половиной тысячи лет назад, когда в странах Междуречья, между Евфратом и Тигром, в конце каждого марта гуляли по случаю разлива рек и начала земледельческих работ. (Собственно, многие ученые отсюда ведут традицию празднования Нового года, но это — отдельная история.) Отмечали праздник в Вавилоне широко — 12 дней шествий, карнавалов и маскарадов. А вместо “Иронии судьбы” для обязательного просмотра предлагалась постановка любимого мифа — победы главного местного бога Мардука над богиней хаоса Тиамат, представляемой обычно в виде злого дракона или змея.  

Этот сюжет запал в душу многим народам. Подтверждение глобальной победы Света над Тьмой, Добра над Злом древние видели ежеутренне, на рассвете, а лучшего символического ее отображения, чем герой, поражающий чудовище, вряд ли найдешь. И вот греческий бог Аполлон бьется со змеем Пифоном, Геракл шинкует лернейскую гидру, а Персей убивает морское чудище и освобождает Андромеду. Этот новый, лирический мотив позднее появится и в христианской легенде о Георгии Победоносце, а потом и в отечественных былинах — когда Добрыня Никитич освободил в битве со Змеем Горынычем Забаву Путятичну. В принципе, сюжетные аналогии можно проводить до сегодняшних дней — вспомнив, например, комарика, паука и Муху-цокотуху или то, как лейтенант Рипли расправляется с “чужим” из одноименного фильма. Пусть в последнем случае пол героя женский — магистральная идея та же.  

Но самым известным воином Добра и Света остается Георгий Победоносец. Его история известна во множестве вариантов. Самый популярный — следующий. Был он, согласно легенде, римским военачальником из малоазийской Каппадокии времен императора Диоклетиана — известного гонителя христиан. Военную карьеру сделал блестящую, был одним из любимцев императора, как вдруг раздал свое немалое имущество бедным и принял христианскую веру. Диоклетиан такого поворота стерпеть не мог. Долго он уговаривал новообращенного Георгия отречься от веры — и словом, и пытками. Георгия бичуют и колесуют, травят ядами и бросают в ров с негашеной известью. А он держится, да еще и чудеса творит — от исцеления больных до воскрешения умершего. И многие обращаются в христианство под впечатлением увиденного.  

Диоклетиан снова и снова убеждает Георгия отречься. И вдруг тот просит отнести его в храм Аполлона. Плохие парни побеждают? Ничуть! В храме Георгий встает перед статуей языческого бога, осеняет себя крестным знамением — бес, обитавший в ней, вынужден уйти, и сокрушаются все идолы в храме. А Георгию посрамленные язычники отрубают голову — 23 апреля, а по новому стилю 6 мая. Эта дата и стала на Руси весенним Юрьевым днем (осенний приходится на 26 ноября, или 9 декабря по новому стилю). Естественно, Днем герба и флага Москвы она названа не случайно. Было Георгию на момент казни около 30 лет.  

Впрочем, ученые сомневаются в реальном существовании Георгия. Но то, что его культ быстро стал популярным, — факт. И к такому эффектному с точки зрения драматургии житию очень органично добавляется пресловутое “чудо о змие”. Сюжет нам уже известен: чудище, живущее в озере, пожирает людей, ему начинают приносить жертвы, доходит черед и до дочери местного царя. Но тут появляется святой Георгий, злодея побеждает, девушку освобождает, а все жители города принимают христианство.  

Святой Георгий, унаследовавший лавры мифических борцов с чудищами, был и остается одним из самых популярных святых во всем христианском мире. Для европейцев он покровитель рыцарства. На Руси почитался как покровитель земледельцев и скотоводов. Да и для мусульман Георгий (Джирджис) — один из самых значимых некоранических персонажей. В исламской версии его история звучит совсем уже триумфально.  

Его, современника Мухаммеда, Аллах послал к правителю Мосула проповедовать истинную веру. Джирджиса казнили, но Аллах его воскресил. Казнили снова — воскрешен. После третей казни Джирджиса сожгли, но он восстал из пепла. А упрямого владыку ликвидировали.  

Изображения Георгия-змееборца тоже появились достаточно рано. Кстати, византийские императоры-христиане сами были не прочь изображать себя с копьем в руке, поражающими чудище. Неудивительно, ведь для христиан змей (искуситель) был и остается еще и символом дьявола. Подобная традиция изображения правителей была усвоена и на Руси. С XI века на наших печатях и монетах можно увидеть копьеносца, конного или пешего, поражающего чудище, — это или сам тот или иной правитель, или его святой покровитель. При Иване III в XV веке изображение воина-змееборца уже вполне официально становится гербом Московского княжества. Но это отнюдь не святой Георгий. И при Иване III, и при Иване Грозном — вплоть до Алексея Михайловича предполагалось, что поражает змея собственно государь. Кстати, именно змея (или змия), а не западноевропейского дракона в многочисленных рыцарских переделках истории святого Георгия. Греческое слово “дракон”, конечно, тоже обозначает пресмыкающееся, но не всякое, для общего обозначения змей у греков было другое слово. И собственно к драконам у нас претензий не было. Напротив, их на Руси, по утверждениям историков, рассматривали как символ могущества, доброй силы.  

Отождествлять всадника со святым Георгием у нас стали при Петре I, а окончательно он утвердился в качестве герба Москвы в 1730 году. Без особых изменений он был утвержден и в 1781-м. Государи-змееборцы ушли в историю. И то верно — геральдикой в то время ведали западные спецы с их традициями изображения святого Георгия. Да и править Российской империей тогда начали на долгое время не государи, а государыни...  

На гербах Москвы XVIII века плащ Георгия Победоносца золотой. Лазоревым (голубым) его сделали в следующем столетии — скорее всего, чтобы на гербе были основные цвета российского флага — красное поле, голубой плащ, серебряные латы.  

Цвета в геральдике имеют такой обширный спектр толкований, что ни один серьезный исследователь не возьмется точно утверждать, что каждый из них символизирует. Но какие-то общеупотребительные смыслы есть.  

Так, червлень (красный) означает обычно храбрость и пролитую в боях кровь, лазурь — великодушие и верность, серебро — благородство, чистоту, невинность. Вполне подходящие цвета для святого Георгия.  

Его между тем на гербе Москвы образца 1883 года развернули в противоположную сторону — в правую геральдическую (влево от зрителя). Это создало для змееборца определенные неудобства: если раньше он спокойно поражал чудище по ходу движения правой рукой, то теперь ему приходилось перегибаться через седло и направлять копье обеими дланями. Как пишет известный исследователь В.А.Дуров, тогда для очередной геральдической реформы снова пригласили европейца Бернгардта Кёне. Он, собственно, и развернул всадника в традиционную для Запада сторону, а вдобавок еще заменил змия на дракона и раскрасил его — золотая тушка, зеленые крылышки.  

За многие века многие символы были многократно перетолкованы. Дракон, как мы помним, у нас символизировал добро. Золото — символ богатства. Зеленый цвет — цвет надежды. “Если учесть, что копье на проекте Кёне увенчано православным крестом, то получается, что орудием с символом православия убивается добрая сила, одновременно с процветанием и надеждой”, — замечает Дуров.  

Впрочем, такой вредительский герб прожил недолго и в 1917-м был убит вместе с процветанием, надеждой и православием. Пролетарский вариант герба Москвы был предложен в 1924 году и включал в себя помимо серпа, молота и звезды обелиск в память революции, зубчатое колесо и колосья, эмблемы самых развитых промышленных отраслей губернии (наковальня и ткацкий челнок) да еще и динамо-машину — символ электрификации. Скучный получился герб, и уже к концу 30-х годов о нем практически забыли.  

И вполне естественным для московских властей в середине 90-х было возвращение к старому, проверенному веками гербу, где всадник был снова развернут вправо от зрителя. К нему очень быстро привыкли, и теперь его можно видеть на всех столичных официальных документах, да и просто по городу. А еще можно взглянуть на Солнце — древнейший прообраз всех героев, сражающихся со Тьмой, ежедневно шлет привет своему далекому потомку в Москву.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру