Русские идут!

Российские дети в британских школах не блещут знаниями и дисциплиной

Российские дети в британских школах не блещут знаниями и дисциплиной

В Великобритании все больше школьников из России: в 2009 году их число впервые перевалило за 1 тыс. Почему наши дети едут учиться за рубеж и с какими трудностями там сталкиваются, в материале “МК”.  


Российские семьи все чаще отправляют детей в британские школы. Лишь за последние три года их число возросло примерно на треть: с 815 человек в 2006/2007 учебном году до 1100 человек в 2008/2009-м. А набор новых учащихся из России за тот же период увеличился с 385 до 525 человек, уточнили “МК” в Британском совете.

Сами по себе, конечно, цифры невелики. Но из года в год они растут. А это уже тенденция. В ее основе, разумеется, проблемы отечественной школы — прежде всего общее падение качества нашего среднего образования. Но для многих, как оказалось, важнее другое. Главный принцип британской школы, как пояснила сотрудник одной из британских школ Тесса Ховард-Вайз, “общение с детьми как с личностями”. Российская же школа, по мнению родителей, либо слишком авторитарна (“главное — послушание” и вечное: “Сидите смирно!”), либо, напротив, слишком прогибается перед покупателями образовательных услуг — родителями и, что самое страшное, детьми. (Последнее в основном касается частных школ.) Другими словами, констатировал ректор Института открытого образования Алексей Семенов, нынешняя российская школа “сочетает советские замашки с постсоветскими фанабериями”. От них и пытаются бежать. Но от себя, как известно, не убежишь: именно эти качества, как оказалось, наши дети и демонстрируют во время учебы за рубежом.

Что привлекает наших детей и родителей в британских школах

Во-первых, система оценок. “В Великобритании система лучше, чем в России, — убежден Семенов. — У нас-то всего три отметки: “3”, “4” и “5”. А там четыре уровня: “золотая медаль” (высшая оценка), “серебряная” (оценка похуже) и “бронзовая” двух степеней. Выглядит как игра, но намного эффективнее. А главное, не травмирует ни родителей, ни детей. Там, где в России скажут: “У вас ужасный сын”, в Англии — “У него “бронзовая медаль”. И всем все понятно”.  

Во-вторых, стиль общения учителя с родителями. В России, по словам Семенова, “классный руководитель собирает всех вместе на родительском собрании и при всех начинает обсуждать детей — ваша дочь молодец, а ваш сын ужасен. В Англии учителя беседуют с родителями один на один. Родительские собрания проходят в больших помещениях (например, в спортзале), где каждый учитель сидит за отдельным столом, к которому может подсесть любой родитель и поговорить о своем ребенке один на один”.  

В-третьих, порядок и разумная строгость по отношению к детям. В отличие от российской частной школы, британская пользуется государственной поддержкой, а потому не слишком зависит от родителей. Да, ребенка здесь уважают. Но в то же время предъявляют ему жесткие требования — и по поводу учебы, и по поводу поведения. И неукоснительно настаивают на их выполнении, что наши родители, как оказалось, только приветствуют. Один маленький пример. “К нам в школу, — рассказала Тесса Ховард-Вайз, — с просьбой о приеме дочери обратилась очень известная российская семья. Мы спрашиваем у них: почему именно к нам? Отвечают: потому что в нашей нынешней российской школе дочку слишком боятся и никогда не делают ей замечаний”. (Называть фамилию родителей педагог не стала. — “МК”.)

Что смущает британских педагогов в наших детях и родителях

Первое: представления российских родителей об ответственности школы и ребенка. В первую очередь родители из России обязательно спрашивают: может ли колледж гарантировать поступление в престижный университет. И каждый раз им приходится отвечать, что возможно только создать для этого все условия. Ответственность учебного заведения не снимает ответственности с ребенка. Ведь выучить насильно нельзя: знания надо не только давать, но и брать. Вот эта-то простенькая мысль, к изумлению британцев, от наших родителей как-то ускользает.  

Второе: поведение наших детей. По мнению Тессы Ховард-Вайз, главная проблема заключается в том, что “в Великобритании и России по-разному понимают, что такое дисциплина. Мы не разрешаем нашим ученикам из России многого того, что позволено дома. У нас нарушать правила не разрешается никому!” Впрочем, в последнее время российские школьники стали цивилизованнее: “Дисциплина школьников из России представляла собой реальную проблему 10 лет назад, — считает еще один британский педагог Филип Хардейкер. — Сегодня у них другая главная проблема — академическая”.  

Третье: успеваемость.  По оценке Филипа Хардейкера, “учащиеся из России не так прилежны, как китайцы”, причем многие не владеют английским на уровне, необходимом для учебы в стране. Чтобы не отправлять их сразу домой, британцам приходится идти на колоссальные ухищрения. Например, вводить специальные адаптационные программы и специальные меры, вроде прикрепления к неговорящему школьнику “приятеля, который всюду его водит, все показывает и обо всем рассказывает, разговаривает с ним по-английски”, рассказала Тесса Ховард-Вайз. Тем не менее на минимальную адаптацию уходят недели. 

Российский школьник глазами британского учителя: шкодлив и ленив

Проведенный под занавес блиц-опрос британских учителей позволил понять, какими они видят наших детей. Картинка вышла не самая привлекательная. Среди главных недостатков школьников из России — “отсутствие склонности к самообучению и независимости, безответственность”. Кроме того, они “не знают, что им нужно” и “слишком много значения придают статусу родителей”. Зато в чем наши ребята опережают сверстников из других стран, так это во всяческом жульничестве: прогулах, списывании и подсказках, утверждают британские педагоги.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру