“Единица” за взятку

Как бороться с коррупцией — неизвестно, но петербургских школьников этому уже учат

Как бороться с коррупцией — неизвестно, но петербургских школьников этому уже учат
С подачи президента в стране развернута кампания по борьбе с коррупцией. Юным петербуржцам хотят рассказывать о вреде взяток уже с первого класса. Детей учат не “договариваться“ с ГИБДД и следить за школьным фондом. Но Павликов Морозовых обещают не воспитывать.

Специальные антикоррупционные пособия для учителей о том, как рассказывать детям про взятки, специалисты Академии постдипломного педагогического образования подготовили еще в прошлом году. Но во многих школах о спецпрограмме ничего не слышали. Ее внедряют постепенно. Возможно, массово уроки антимздоимства начнутся с будущего учебного года.  

— Мы прекрасно понимаем, что коррупция неискоренима в обществе, как алкоголизм или курение, — сразу же оговаривается составитель одного из учебных пособий — доцент кафедры социально-гуманитарного образования Ольга Журавлева, — но нужно формировать нравственные оценки, объяснять, что это плохо, а то пока еще дети сами разберутся...  

В академии разработано несколько вариантов антикоррупционного обучения. Это необязательный предмет — о взятках педагоги могут рассказывать на уроках истории или правоведения, могут отдавать под это классные часы, а заодно проводить воспитательные беседы с родителями. Либо можно ввести целый школьный курс. Благо по новым образовательным стандартам директора школ вольны менять учебные программы. И если уж учат детей основам религии, то почему бы не потратить еще час в неделю на взятки, откаты и “спасибо в конверте”.  

Программа воспитания честных граждан разработана по заказу Комитета по образованию для всех школьников — с 1-го по 11-й классы. Год за годом детям должны напоминать о вреде мздоимства, рассказывать историю борьбы с коррупцией и знакомить с действующими законами. В начальной школе, например, предлагается делать упор на соблюдение установленных правил, отказ от угроз и подкупа дежурного по классу. А окончание урока раньше звонка за хорошее поведение учеников также должно считаться нарушением порядка, как и дача взятки.  

— Дети постарше могут написать реферат о коррупции в школе или взять интервью на эту тему у директора, — рекомендует Журавлева.  

Ближе к выпускным экзаменам предлагается сыграть в “приемную комиссию”. По замыслу авторов антикорупционной программы, члены “комиссии” должны провоцировать “абитуриентов” на дачу взятки, а побеждает в игре тот, кто сможет договориться с “комиссией” без подкупа. Кто побеждает в реальности, школьники смогут выяснить спустя несколько месяцев при реальном поступлении в вуз или сдаче ЕГЭ.  

Однако критиков нового курса беспокоит, как дети перенесут столкновение реальности и школьной теории.  

— Эта учебная программа исходит из того, что антикоррупционное мировоззрение надо формировать у человека с младых ногтей. Но мне кажется, что оно формируется не на основе теоретических знаний, полученных в классе на уроке, а на основе личного опыта, — считает директор 166-й гимназии, лучший учитель России 2003 года Игорь Карачевцев. — Когда ребенок видит, что окружающие его люди, родители, учителя не дают и не берут взяток, тогда и он понимает, что этого делать нельзя. А если на уроках он слышит одно, а в жизни видит другое, то это породит в нем только отторжение антикоррупционного воспитания. У нас уже много было таких предметов-однодневок, которые побыли немного в программе и с течением времени сошли на нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру