На коротких — поводок

Операторов обяжут отключать мошеннические номера

Российские сотовые компании могут заставить бороться с мобильными жуликами. Пока они делают это добровольно. Но все равно защитники прав потребителей нашли повод для исков.
Операторов обяжут отключать мошеннические номера

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) подготовила поправки к закону “О связи”. В них предлагается обязать операторов незамедлительно блокировать короткие номера при подозрении, что они используются в мошеннических схемах.


Впрочем, сотовые компании сообщают об упорной борьбе с мобильными мошенниками. Так, в одной из компаний “МК” рассказали, что не только просвещают абонентов (если он сомневается в стоимости услуги, то может позвонить в справочную службу оператора), но и наказывают недобросовестных партнеров рублем. Например, штрафами, сравнимыми с месячной выручкой на данном коротком номере и созданием черного списка кодов доступа к услугам, которые опознаются как мошеннические. Кроме того, оператор даже запускает в тестовом режиме услуги блокировки доступа к коротким номерам по желанию абонента.

Представитель другой крупной компании Сергей Хренов сообщил, что оператор положительно рассматривает инициативу Роскомнадзора, но и сам “не дремлет”, проверяя каждую жалобу абонента и сотрудничая с правоохранительными органами. Кроме того, абонент всегда может выяснить у компании стоимость услуг контент-провайдера, а при попытке отправить SMS на те номера, которые выявляются в мошеннических схемах, абоненту автоматически сообщается информация о стоимости и запрашивается подтверждение желания отправки.


Но в Роскомнадзоре считают, что этого недостаточно. “Хотят так сделать (т.е. блокировать короткие номера по подозрению в мошенничестве. — Е.М.) операторы или нет? Декларативно хотят, оперативно — нет! Все прекрасно понимают, что за этими операциями стоят просто огромные деньги, это не копейки, не рубли и даже не миллионы”, — заявил глава ведомства Сергей Ситников. Кроме того, согласно проекту регулятора сотовые компании должны сообщать абоненту стоимость услуг контент-провайдеров. Если операторы не будут сами бороться с нечистыми на руку партнерами, этим вопросом озадачатся правоохранительные органы.


Юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов по просьбе “МК” перечислил самые популярные схемы мошенничества на коротких номерах. Это просьба отправить SMS, чтобы получить ссылку для скачивания фильма или книги, запрос личной информации абонента под видом сотовой компании или банка, просьба перевести деньги на определенный счет и получение какого-либо “бесплатного” подарка от якобы оператора. “При этом потребитель не получает полной информации о стоимости услуги до совершения оферты, и нет никаких гарантий, что эта услуга будет ему оказана”, — говорит Фролов. По его словам, оповещать абонентов о стоимости контент-услуг своих контрагентов операторы могли бы с помощью звонка на бесплатный номер или бесплатного же текстового сообщения. Юрист обращает внимание, что входящие SMS вообще должны быть бесплатными, поэтому ОЗПП готовит иск к одной сотовой компании: “У них в условиях контракта есть пункт о платных входящих SMS. Но запрошенную информацию контент-провайдер присылает текстовым сообщением, за которое мы платим”. При этом оператор получает двойную выгоду — средства от партнера и плату за звонок или сообщение абонента по его тарифу.


Впрочем, в обязательном порядке отключать короткие номера по требованию разъяренных абонентов сотовые компании будут не скоро. Поправки к закону “О связи” направлены в Минкомсвязи, и данных о том, когда их внесут на рассмотрение в Госдуму, еще нет. И пока абонентов защищает только их внимательность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру