Настольный град Москва

Новое развлечение горожан — оригинальные тихие игры

В детстве на каникулах каждый из нас утром сразу после пробуждения задавался стратегическим вопросом: во что сегодня буду играть? И тут же находились ответы — в куклы, в мячик, в карты, а то и просто в слова. Но детство проходит, и по утрам нас начинают волновать совершенно другие вопросы. А найдя несколько долгожданных часов отдыха, взрослые зачастую не могут нормально ими распорядиться и не знают, чем заняться. А ответ прост: надо поиграть! Почти как в детстве — например, в настольные игры. Но современные, зачастую очень далеко ушедшие от тех, что мы помним, — с игровым полем, кубиком и фишками. Очень популярная в Европе и Америке, такая форма коллективного досуга пока только пытается заявить о себе в Москве.
Новое развлечение горожан — оригинальные тихие игры

...Павлу уже давно за тридцать. Но игры до сих пор занимают огромную часть его жизни. Он инструктор игрового клуба, участники которого собираются в небольшом ресторане в районе Зюзино. Среди игр есть и классические шашки, и домино, и тримино — то же домино, только костяшки там треугольные, и стороны там три. Именно эта игра и покорила сердце Павла настолько, что теперь он и жизни без нее не видит. Даже на соревнования ездит.


Кстати, именно эта игра и принесла в Россию все остальные виды нестандартных настольных соревнований. Как рассказал Павел, в конце 90-х годов их клуб интересовался только тримино. Но уже спустя несколько лет в ход пошли самые разнообразные виды игр.


Деятельность клуба не ограничивается коллективными интеллектуальными соревнованиями. Игроки и инструкторы открыли свое небольшое издательство и теперь переводят иностранные игры на русский язык, за что фирмы-производители игр еще и доплачивают им. Хотя и не всегда. Павел объяснил это так: “Если игра непопулярна, то переводим только правила — за свой счет. А если популярна, то заключаем договор с фирмой-производителем и переводим игру полностью, с предысторией и всеми надписями”.


Самыми распространенными нестандартными настольными играми в России, да и остальном мире, в данное время считаются “Маджонг”, “Монополия” и “Манчкин”. Впрочем, пока в России увлечение настольными играми не столь повальное, как это происходит на Западе. Вот, например, в Германии в настольные игры состязается аж 80% населения страны, а в США — 60%. Но Павел и его коллеги не отчаиваются. Они продолжают ходить по ресторанам и предлагать людям свои развлечения, приглашать в клуб. А некоторым даже продают эти игры. Возрастная аудитория покупателей не ограничена. В сам клуб приходят играть люди от 17 до 30 лет, но забредают порой и более зрелые, чтобы купить игру домой для себя и своих детей.


Сам Павел считает, что игры могут помочь наладить взаимопонимание в семьях, которого во все времена не хватает. Среди покупателей попадаются и такие, которые даже с трудом понимают, что именно они хотят.


— Однажды пришла к нам женщина и просит продать ей что-нибудь такое, чтобы ребенок “сидел и сам в эту игру играл”, — говорит он. — Я посмеялся и сказал, что все настольные игры рассчитаны минимум на двух игроков, и в одиночку играть в них точно не получится. Женщина все-таки подобрала себе игру и решила попробовать поиграть с ребенком.


Так что же это за игры? Назовем самые известные. С “Монополией” и ее клонами многие и так знакомы, и останавливаться на ней подробно не стоит. А вот, например, “Маджонг” известен лишь офисным работникам по компьютерным мини-игрушкам, позволяющим пережить рабочий день. На самом деле это китайская игра для четверых. В ней используются фишки, а по правилам она представляет из себя нечто среднее между покером и домино. Суть правил примерно похожа — есть определенное количество костей с различными изображениями на них. Каждое изображение несет в себе определенное числовое значение, как на стандартной игральной карте.


Цель игры — набрать как можно большее количество очков, собрав наиболее ценную комбинацию из заданного количества костей. Какую именно цифру несет в себе картинка и сколько именно костей надо сложить друг с другом, зависит от правил конкретного вида “Маджонга”.


А вот “Манчкин” же является пародийной игрой на различные карточные ролевые игры. Об этом вам в первую очередь скажет ее девиз: “мочи монстров, хапай сокровища, подставляй друзей”. Правила там меняются в зависимости от выкладываемых карт. Хотя общая концепция игры все-таки есть.


У вас появляется свой персонаж первого уровня, который должен достигнуть десятого уровня. Повышать его можно, сражаясь с монстрами или с помощью применения особых карт. В игре присутствуют две колоды — колода подземелий и колода сокровищ. В первой находятся монстры, проклятия, расы и классы персонажа, а также одежда, которая может дать бонус вашему персонажу.


Определяется очередь хода кубиком. Причем ходящему другие игроки могут как помогать, так и мешать, — например, приручить особой картой какого-нибудь монстра и заставить его напасть на игрока. Изобретена игра “Манчкин” была в начале двухтысячных и является самой молодой из популярнейших настольных игр.


Еще одна, достаточно новая забава — коллекционные карточные игры. Самая известная среди них — “Magic: the gathering”. Она была изобретена в 1991 году математиком Ричардом Гарфилдом. Владелец одного игрового клуба Александр и сам охотно играет в нее с 2006 года, а также продает упаковки с карточками по данной игре, называемые бустерами.


Колода в этой игре — отдельная тема. Она у каждого игрока своя. Можно купить для себя базовую колоду, а потом подкупать к ней дополнения, меняя карточки и подбирая под свою индивидуальную игру. Картами можно меняться с другими игроками, можно их продавать, то есть поступать с ними так же, как с марками, открытками и другими коллекционными предметами. Вдобавок ко всему карты ранжируются от стандартных, общедоступных, до уникальных, добыть которые можно с очень большим трудом. Так что человек затягивается в игру еще до ее начала.


Правила же игры весьма сложны и зачастую зависят от написанного на карте текста. Даже проигрышей существует несколько видов, часть из которых просто написаны как текст на одной из карточек. Сам Александр называет правила игры как “смешение шахмат и карточной игры покер. То есть ходишь как в шахматах, но не видно карт, которые держит оппонент”.


Суть игры в том, что у каждого игрока изначально по двадцать очков жизни, и нужно довести своего оппонента до нуля очков, выкладывая свои карты и побивая карты противника — в соответствии с ранжиром карт и правилами. Существуют карты существ, карты заклинаний, аур и земель. Без долгого и упорного освоения не разберешься. По этой игре часто проводятся соревнования и чемпионаты, начиная от региональных и заканчивая мировыми, призами за которые становятся как дополнительные бустеры, так и денежные призы.


Средний возраст игроков Александр определил так: “От 15—16 до 40—60 лет”. Но, несмотря на такие ограничения, правила этой игры все еще остаются непостоянными.


Снова в моде и такие старые добрые игры, как настольный футбол и настольный хоккей. Почти на каждом крупном стадионе в фойе в перерывах между матчами можно сразиться в эти игры всем желающим. Судя по жарким баталиям на столах, фанатов у этих игр нисколько не меньше, чем в далеких 70-х.


И не только фанаты, но и простые граждане разного возраста тратят очень много времени, проводя его за состязаниями. Что забавно, настольный хоккей популярен и в Европе — почти в каждом развлекательном клубе возле стола с миниатюрными футболистами и хоккеистами выстраивается огромная очередь из желающих сыграть матч-другой.


Одним словом, популярность настольных игр растет как на дрожжах, игроков становится все больше. Появляются и новые игры. Но вот число игровых клубов, в которых можно собираться и проводить соревнования, уменьшается. Из-за кризиса многие из них разорились и закрылись. А ряд клубов из-за большого наплыва игроков ограничили посещение. И приходится им собираться в простых кафешках, на фудкортах в торговых центрах или в небольших подвальных помещениях. Либо, как советовал Павел, покупать игры и устраивать матчи дома в кругу семьи.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру