Сказки химкинского леса

От экологии абсурда до политического хулиганства

Шум по поводу трассы, которую предлагают провести через Химкинский лес, заглушил все экологические проблемы и катастрофы последних жарких месяцев — и все еще тлеющие торфяники и пожары в средней полосе, унесшие в тысячи раз больше деревьев, чем собираются снести в Химках. Все потому, что нашлись люди, которые захотели и перевели проблему из сугубо экологической в политическую. И, естественно, появились те, кто хочет оседлать “протестную волну”. А также выяснилось, что под самыми “благородными словами” о защите экологии скрываются банальные бизнес-интересы.
От экологии абсурда до политического хулиганства

Непримиримость защитников леса в Химках поставила в тупик даже тех, кто сочувствует любому проявлению гражданской активности. “Я понимаю жителей этого района, — говорит известный юрист и либеральный политик Михаил Барщевский. — У них есть лес, у них есть где погулять, у них есть относительно свежий воздух. Их можно понять. А есть водители, которые ездят по Ленинградке и которые знают, что Ленинградка — это катастрофа. И что транспортную проблему надо решать. Ведь сейчас на дворе уже не XII век, а XXI — и все застроено. Значит, либо сносить здания, либо сносить лес. Вернее, даже не сносить лес, а в лесу прорубать просеку. Наверное, это лучше, чем сносить дома с жильцами... Мне кажется все-таки, что надо просто смириться с тем, что в XXI веке транспортная проблема в России является самой актуальной”, — констатировал Барщевский.


Слова юриста наглядно иллюстрирует известная певица Диана Гурцкая. “Нам пришлось пережить ужасный день, — говорит певица, — когда мою свекровь в предынфарктном состоянии четыре часа везла “скорая” из поселка Менделеево по Ленинградскому шоссе в центр Бакулева. А ведь такой случай не единичный. Для всех тех, кто ежедневно стоит в многочасовых пробках, опаздывает на самолеты, теряет работу, нет вопроса: нужна или не нужна дорога. Она, конечно, нужна. Строить же по воздуху пока не научились. А если есть реальные, а не мнимые нарушения, то надо находить способ их мирного устранения, а не провоцировать погромы”, — замечает Гурцкая.


Глава Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев привел ужасающие цифры: “Питерская трасса в числе четырех самых опасных трасс страны — на ней погибло в 2009 году 270 человек, 1262 ранено. Причем именно эта дорога — “рекордсмен” России по доле ДТП с тяжкими последствиями. И, конечно, именно участок в Московской области самый плохой по статистике. Я всех экологов прошу понять одну цифру: именно на этом, довольно небольшом участке трассы погибает или калечится (один. — Ред.) человек ежедневно!” — восклицает депутат.


Собственно, необходимость дороги не пытаются оспорить даже химкинские “экологи”. Другой вопрос, что их позиция сводится к формуле: “где угодно, как угодно, но только не здесь и не через лес”.
Первый замглавы ФГУ “Дороги России” Евгений Носов напоминает, что еще на стадии обоснования инвестиций рассматривалось несколько вариантов строительства скоростной автомагистрали Москва—Петербург, минуя Химкинский лес. Однако все экспертизы (а только экологических было проведено пять) дали положительное заключение только на тот вариант дороги, по которому она проходит именно через Химкинский лес. Обоснованность этих решений неоднократно подтверждена, в том числе и в судебном порядке.


То есть вырубка просеки в лесу — это наименьшее из зол, которое может нанести и людям, и природе строительство трассы, в необходимости которой не сомневается никто.


Вариант со строительством трассы вдоль Октябрьской железной дороги был отклонен из-за слишком серьезных социальных последствий: он предусматривал необходимость отселения 30 000 жителей старых Химок. Можно только догадываться, какая волна протеста поднялась бы в этом случае.


Другой вариант — не через Химки, а через Молжаниновский район Москвы — пускал трассу даже не по лесу, а по особо охраняемым природным территориям, где любое строительство запрещено в принципе.


Вариант со строительством трассы слева от нынешней Ленинградки — его предложил еще один видный “химкинский эколог”, глава “Яблока” Сергей Митрохин — даже не рассматривался. Поскольку предполагает снос относительно недавно построенных гигантских автосалонов, “Гранда”, “Икеи”, “Меги” и прочих торговых центров со всей их инфраструктурой, ряда поселков и промышленных предприятий. Во что это обойдется в финансовом смысле — не стали даже считать.


Был просчитан, но также по финансовой причине не прошел вариант с тоннелем под той частью леса, которая проходит непосредственно через Химки. Стоимость этого тоннеля — 155 миллиардов рублей. Для сравнения: ущерб от всех многочисленных лесных пожаров этого лета, по заявлению министра МЧС Сергея Шойгу, составил 12 миллиардов рублей. Кроме того, строительство тоннеля нанесло бы непоправимый экологический ущерб, причем в основном именно Химкинскому лесу. Частью осушив, а частью заморозив почву, что неизбежно при строительстве тоннелей, лес убили бы не сверху, а снизу.


Тем не менее химкинские “экологи” до сих пор считают вариант с тоннелем единственной альтернативой просеке, несмотря на все предостережения экологов без кавычек. Объяснение этому нашлось довольно простое. Лидер “химкинских экологов” Евгения Чирикова не только пытается стать политиком, но и является бизнесвумен. Как сообщалось в прессе, Чирикова является одним из двух соучредителей ООО “Элнар-сервис” и ООО “ЭЗОП”. Обе фирмы осуществляют коммерческую деятельность в сфере… проектировки и строительства тоннелей.


“Вообще вся эта территория, по которой ведутся споры, на самом деле зарезервирована была именно под автомобильную дорогу еще в 90-х годах — как единственно возможная территория, по которой может пройти скоростная дорога”, — резюмирует первый замглавы “Дорог России”.


Самое удивительное, что власть приводит гораздо более убедительные экологические доводы, чем химкинские “экологи”. Они выражены в цифрах и поэтому в отличие от эмоций защитников леса поддаются проверке.


Химкинский лес занимает площадь около 3000 гектаров. Из них вырубке подлежат 144 гектара, что составляет менее 5% площади леса. Несомненно, жаль и 5 процентов, однако ровно такая же площадь — 144 гектара — отведена как лесопарковая зона в соседнем Дмитровском районе, то есть ущерб, нанесенный природе, компенсирован правительством Московской области. А если учесть, что всего в Московской области 2,2 миллиона гектаров леса — то есть почти половина ее площади, — масштаб проблемы размывается еще больше.


Несложно, кстати, подсчитать цену человеческой жизни и здоровья в пересчете на деревья. На одном гектаре хорошего леса растет примерно 400 деревьев. В Химкинском лесу 144 “спорных” гектара, то есть 57 600 деревьев. Делим это количество на статистику депутата Шишкарева (270+1262 человека). Таким образом, если не изменить ситуацию на Ленинградке, 57 600 человек расстанутся с жизнью или здоровьем всего за 37 с небольшим лет.


Эти расчеты, естественно, более чем условны: никто не утверждает, что со строительством второй дороги Москва—Петербург на трассах перестанут гибнуть и калечиться люди. Однако если статистика ДТП снизится хотя бы на 1 процент — одно это могло бы стать крайне весомой причиной для строительства “химкинской” дороги.


Кроме того, за счет применения новых технологий площадь вырубки скорее всего сократится на 22 гектара — об этом заявляет заказчик строительства, ФГУ “Дороги России”.


При строительстве трассы предусмотрена защитная зона в виде металлического ограждения в полосе отвода, трасса будет оборудована акведуками, шестью передвижными экологическими лабораториями, которые будут постоянно мониторить окружающий воздух. Чего, к слову сказать, сейчас не делает никто. По той простой причине, что интенсивность движения на Ленинградке в районе Химок — 150 000 автомобилей в сутки в пиковые часы — перекрывает все мыслимые нормативы. Причем город от Ленинградки не защищен ничем. А если учесть, что после строительства скоростной трассы не менее половины автомобилей, в том числе 100 процентов грузовиков, уйдет на нее, экологическая обстановка в городе заметно улучшится. Не только потому, что эта трасса будет оборудована всем самым необходимым, но и потому, что город от нее защитит тот самый Химкинский лес.


Главными его защитниками становятся вовсе не экологи и уж точно не жители Химок. “Записные” защитники леса, включая лидера движения Евгению Чирикову, как выясняется, прописаны вовсе не в Химках, а в основном в Москве. Остается добавить — вопреки собственным заявлениям. И митинговать “экологи” предпочитают не в Химках, а в Москве, желательно — на Пушкинской площади столицы. Лес, судя по всему, здесь не так уж и важен. В таких случаях повод может быть любым, хоть катастрофа в Мексиканском заливе.


Публицист Александр Проханов со свойственной ему прямотой высказал мнение, что ситуация в ближайшем Подмосковье уже давно вышла за рамки здравого смысла. “Защита Химкинского леса не имеет по большому счету отношения к Химкинскому лесу”, — заявил Проханов. Кроме того, он отметил, что “фактически лес больной и хилый совсем”, а трасса — “действительно нужна”.


Точку приложения оппозиция действительно выбрала крайне неудачную. Опросов общественного мнения пока не проводилось, но, судя по всему, в самих Химках уже нарастают антипротестные настроения. “Я вот не знаю, кто за ними (защитниками леса. — Ред.) стоит, но мне ясно одно: либо они фанатики, либо отрабатывают деньги. Мне не симпатично ни то, ни другое. А трасса нужна”, — пишет в городском интернет-форуме himki-today.ru пользователь badalamenti. И таких мнений химчан и в офф- и в онлайне становится все больше. Организаторам митингов в “защиту леса” в Москве было бы как минимум неплохо выслушать и их мнение тоже. Ведь жители Химок, кажется, наконец-то во всем разобрались…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру