То ли небыль, то ли небо

Корреспондент “МК” опробовал на себе единственный в стране общедоступный авиатренажер

Заходя на посадку, самолет чуть было не промахнулся мимо полосы. По счастью, машина удачно села на землю, и никто не пострадал. Это не реальная информационная сводка, а всего лишь личные ощущения новичка, которому дали “порулить” на настоящем авиатренажере. “МК” узнал, что в столице на Кутузовском проспекте работает единственный на всю страну публичный тренажер, в котором летать могут не только профессиональные летчики, но и простые смертные.

Корреспондент “МК” опробовал на себе единственный в стране общедоступный авиатренажер

…В ушах нарастает гул от ревущих двигателей. Взлетная полоса, видимая за окном, медленно ползет прямо на тебя. Самолет начинает разбег, нос отрывается от земли, спину вжимает в сиденье, от тряски падает мой блокнот.

— Убираем шасси, меняем угол закрылков, выставляем курс, — говорит первый пилот.

Гул двигателей становится спокойнее. Крылатая машина взлетела и держит стабильную высоту. Потрясающе — как в реальности. На самом деле я никуда не летел, а находился на одном месте. Все дело в авиатренажере, позволяющем почувствовать себя пилотом “Боинга-737 NG”.

Снаружи кабина самолета выглядит как большая железная коробка на странных опорах, стоящая посреди просторной белой комнаты. Рядом установлено несколько компьютеров, на экранах которых, как в игре, виден небольшой летящий самолетик. Там отображается та машина, которой управляешь в тренажере, только вид снаружи.

— Внутри наш аппарат ничем не отличается от кабины настоящего самолета, — рассказывает владелец тренажера Евгений Юшкин. — Все делалось в соответствии с чертежами реального “Боинга”, благо они есть в открытом доступе. Тренажер закреплен на системе опор, наклоняющих кабину в разные стороны. Это позволяет имитировать ускорение и наклоны самолета.

Когда первый раз заходишь в “кабину”, глаза начинают разбегаться. Буквально все занято разнообразными датчиками, лампочками и тумблерами. “Как этим управлять?” — сразу приходит в голову.

— Садитесь, садитесь, — говорит Евгений. — Сейчас полетаем.

Чтобы оторваться от земли, необходимо сделать все те же действия, что в реальной жизни, не забыв и о включении табло “Пристегните ремни” в салоне. Мой спутник бегло начинает объяснять устройство разных приборов и их назначение. Быстро все смешивается в кашу. “Покрути эту ручку, пока не появится цифра 260, мы устанавливаем курс для автопилота”, — говорят мне.

Начинаю крутить… За окном открывается пейзаж Подмосковья (пробный взлет совершаем из северного столичного аэропорта), речка видна, даже какие-то корабли плывут, правда, времени смотреть по сторонам нет. Постоянно приходится следить за приборами, меняя те или иные показатели.

Корреспондент “МК” опробовал на себе авиатренажер

Корреспондент “МК” опробовал на себе авиатренажер

Смотрите фотогалерею по теме

Окна в тренажере — это именно окна. Видимая картинка отображается на экране при помощи небольших проекторов. Около ноги постоянно крутятся какие-то металлические барабаны.

— Это ручное управление закрылками, — объясняет Евгений. — В принципе самолет можно посадить, даже если у него все отключится. Основные элементы управления продублированы, ими можно пользоваться и без электроники.

Приятно, что этот тренажер создан у нас в стране. По словам г-на Юшкина, аппарат почти ничем не отличается от зарубежных аналогов. Собственно, и от реального “Боинга” он тоже отличается мало. Все приборы взяты с самолета. Отдельная тема — программное обеспечение для агрегата.

Программа для работы делалась российскими специалистами. Для этого использовались данные регистраторов полетов (“черных ящиков”). В результате в авиатренажере можно смоделировать почти любую ситуацию: отказ двигателя, пожар в салоне, ураган.

— К сожалению, летчики не могут учиться на нашем тренажере, — говорит Евгений. — Он не сертифицирован. Эта очень дорогостоящая процедура нам, в общем-то, не нужна, так как мы ориентированы на обычных клиентов. Сертифицированными же авиатренажерами как раз нельзя пользоваться людям без летных прав.

В памяти компьютера около тысячи разных аэропортов, но обычно “полеты” осуществляются вокруг столичных. В принципе, все посадочные полосы мало отличаются друг от друга. Главные различия — это координаты, пользуясь которыми, нужно заходить на посадку.

Корреспондент “МК” опробовал на себе авиатренажер

Корреспондент “МК” опробовал на себе авиатренажер

Смотрите фотогалерею по теме

Как нам рассказали, этим тренажером пользуются в том числе психологи для борьбы с боязнью полетов. Когда человек воочию видит, что происходит с самолетом, почему и как, становится спокойнее. Пропадает чувство неуверенности из-за непонимания происходящего. Когда же клиенту демонстрируют, что машина остается управляемой с отключенным двигателем или в сильную болтанку и бояться нечего, начинает проходить страх перед полетом.

В конце мне дали полную свободу управления. От идеи пользоваться приборами и автопилотом я отказался практически сразу (все равно не помню, как там и что). Рычаг газа, штурвал и взгляд через окно — вот и все управление. Взлетел без проблем. Через какое-то время инструктор намекает, что нужно что-то делать, а не просто держать самолет ровно. Решаю садиться. На радаре вижу, что находится в 3—4 километрах за мной. Резко тяну штурвал и начинаю крутой разворот. Приземлиться решил с той же стороны, с какой взлетал, хотя в реальной жизни такое запрещено.

Самолет тяжелый и неповоротливый. Попытки выровнять машину после разворота привели к тому, что меня начало болтать из стороны в сторону. В конце я чуть не промахнулся мимо полосы, но все-таки смог достойно сесть.

После мне на компьютере показали мой полет со стороны. Если бы я управлял реальным самолетом с пассажирами, у них, наверно, была бы паника. Хорошо, что все это только условная реальность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру