Плюют с высоких башен

Подмосковные чиновники на жителей деревень

Строительный скандал развивается в подмосковном Пушкино: жителям местной деревни практически в огородах строят гигантский жилой комплекс на 4,5 тысячи человек. Пока они задыхаются от бетонной  пыли, собирают на участках куски строительного мусора, а недавно подали на местную администрацию в суд. Если вопрос не удастся решить в России, с проблемой обратятся в международную инстанцию.

Подмосковные чиновники на жителей деревень

Подмосковье плодит оппозицию

Точечная застройка, официально разрешенная в Московской области, с каждым годом все больше уродует регион, но в некоторых городах строительные аппетиты местных властей приводят не только к архитектурному абсурду, но и к реальному разрушению жизни людей. Жертвы таких застроек пытаются добиться справедливости, но сталкиваются с непробиваемой стеной чиновничьих отписок и, как правило, сдаются. Жителям деревенских микрорайонов города Пушкино, которым местная власть впихнула многоэтажный комплекс практически в огороды, повезло с местной инициативной группой: молодой юрист Александр Химичев стал для своей деревни своеобразным Навальным — другой непробиваемой силой, выступающей противовесом местному узаконенному бандитизму. “Я пессимо-оптимист, — говорит Александр, — это такой человек, который методично борется за свои права в заведомо проигрышных условиях. Все вокруг понимают, что, наверно, ничего не выйдет, да он и сам так думает. Но все равно борется! “

Здесь будет город-огород

История началась 8 лет назад, когда две деревни — Моспроект и Новая Деревня — вошли в состав города и стали микрорайонами. Приход цивилизации люди ощутили только в подорожавших коммунальных счетах, благоустройством новой территории городские власти заниматься не собирались: дорогу между микрорайонами местные асфальтировали сами, на свои же деньги проводили водопровод и рыли скважины. Тогда к присоединению все отнеслись легко. Но чуть больше года назад город пришел к деревенским во всей своей красе.

“Между нашими деревнями было небольшое поле, — рассказывает жительница Новой Деревни Елена Ивановна Дубинина, — красивейшее поле в ромашках, там гуляли люди, паслись коровы и козы. Полтора года назад его огородили забором”. Сначала местным говорили, что на поле построят небольшой коттеджный поселок. Никто не возражал. Потом говорили — будет школа с детским садом. Еще лучше. И вот забор обтянули колючей проволокой, а на видном месте появился плакат с изображением гигантского жилого комплекса из семи многоэтажек.

“К этому плакату подходили старенькие бабушки-ветераны, которые живут здесь с незапамятных времен, выкатывали глаза и просто садились в сугроб”, — рассказывал потом на приеме у главы города Виктора Лисина Александр Химичев. И было отчего. Четыре высотки, одна из которых — “китайская стена” из трех домов, предполагалось разместить между деревнями вплотную к сельским домикам: от заборов участков комплекс отделяли какие-нибудь 20 метров. Под сдачу готовили полторы тысячи квартир примерно на 4500 человек, детский сад на 120 мест, торговый центр, пятиэтажный гараж на 700 машин и больше 100 гостевых парковок, размещенных по периметру территории. То есть как раз на тех 20 метрах, что оставались до деревенских домиков. При этом становилось ясно, что машины придется ставить одна на другую: если даже их будет 1500, по числу квартир, парковочные места предназначены только для восьмисот. Никакой общественный транспорт в эту дальнюю окраину Пушкино не ходит.

фото: Алина Фадеева

Публичные слушания были — жителей на них не было

Деревенские в ужасе переглянулись: проект настолько бесчеловечный, что это, видимо, просто какая-то ошибка. Однако в администрации сказали, что публичные слушания проводились в декабре, возражений не поступало — и стройка останавливаться не будет. Тогда деревенские написали официальные заявления, что никто из жителей двух микрорайонов на публичные слушания не ходил, а сейчас все высказываются категорически против проекта. Кроме того, всплыли документы, из которых следовало, что сначала были проведены слушания, а проект застройки был разработан и утвержден лишь несколько месяцев спустя! Что показывали, да и показывали ли вообще, людям остается только догадываться. Возможно, тот самый коттеджный поселок или школу. Позже выяснилось, что на слушаниях было 28 городских жителей, ни один из которых даже близко не проживает в двух деревнях, а само мероприятие проводилось почему-то в 4 км от места застройки. Оказалось, что слушания проведены с грубыми нарушениями — и стройка становилась незаконной. Все заявления передали в администрацию, но там спокойно пожали плечами. “Обращаем ваше внимание, что публичные слушания носят информационный характер, а не являются голосованием заинтересованных лиц”, — говорится в официальном ответе за подписью заместителя руководителя администрации Н. Юдина. Получается, что пушкинские власти могут разрешить строить что угодно, где угодно, хоть у людей на голове, главное — их об этом уведомить. Сейчас близ огородов маленьких деревушек рабочие заканчивают семнадцатиэтажный дом.

Без солнца и воздуха

“Я тут живу 40 лет почти, корову держу, теленка, за молоком со всей деревни приходят, — рассказывает жительница Новой Деревни Алевтина Петровна Лугина. — Телочка у меня есть беленькая совсем, Беляночка зовут. Только выводить их теперь некуда”. Первая строящаяся высотка находится прямо за забором Алевтины Петровны. Сюда летит цементная пыль, которую каждый день приходится сметать со стола в беседке, и строительный мусор. “Ведро пенопласта за три дня в огороде собираю”, — говорит Алевтина Петровна. Строительство ей не нравится: “Разве можно так строить, с одной стороны теперь дорога, с другой — стена огромная. Чтобы совсем без продыху, без места свободного, так же не бывает?”. Солнце теперь появляется здесь в определенные часы, большую часть времени на участке лежит огромная тень “цивилизации”.

“А мы только что вернулись из Барселоны, — рассказала “МК” Елена Ивановна, у которой за забором также красуется половина 60-метровой высотки. — Вот это действительно город: единая архитектура, на центральной улице все дома одинаковой высоты, в одном стиле, на перекрестках у зданий скошены углы, чтобы была небольшая площадь. Все сделано для красоты, для людей. И вот вернулись в Пушкино…”. Женщина держит выразительную паузу. Потом делает обреченное лицо, на котором читается: “приехали”. “На станции впихнули гигантскую “свечку”, которая стоит там, как кол, среди маленьких домишек, за линией все совершенно бездумно застроено высотками, теперь сюда добрались, — продолжает жительница. — Когда мы куда-нибудь выезжаем, первая мысль всегда возникает: “Господи, ну почему же у нас не так!”. Ну что же мешает нашим властям так же все устроить, для этого ведь просто здравый смысл надо иметь, сложного-то ничего. Создается ощущение, что они свой город просто ненавидят. Да что я вам рассказываю: это российская действительность: самый наглый обман на каждом шагу. Якобы мы им разрешили строить! Только мы ни сном ни духом не знали об этом!”. Елена Ивановна рассказывает, что они купили этот участок 11 лет назад, продали квартиру и все деньги вложили в строительство кирпичного дома. Землю специально выбрали рядом с красивым полем.

фото: Алина Фадеева

Девять месяцев здесь боролись с ночным строительным шумом. Бесконечные вызовы милиции, на которые она то не приезжала, то приезжала и никого не задерживала. “Наши правоохранители объясняли, что не могут остановить стройку, так как у них там идет сложный технологический процесс, если его нарушат — им и придется платить из своего кармана”, — говорит Александр Химичев. Представитель застройщика на приеме в администрации оправдывался, что это в единичных случаях бетономешалки застревали в пробках и приезжали только к ночи. Но жители, с которыми поговорил “МК”, утверждают, что стройка шла почти каждую ночь. Только когда путем бесконечных обращений удалось вызвать СЭС, было установлено, что шум в домах ночью превышает полуторную норму! И строители как по команде начали сворачиваться в 10 вечера.

Вторая страшная история — та самая бетонная пыль. “А что, отличный канцероген, — шутит старый летчик Петр Вячеславович Тимофеев, у которого огород ближе всех к стройплощадке. — Вот вчера вечером они сдували бетон — у нас всю улицу облаком накрыло, будто туман или дым”. А у Елены Ивановны за неделю отсутствия до краев набрался бетонной крошкой тазик, забытый в беседке. “Да так никто не строит уже, это же прошлый век — по бетону пилить! Сейчас совсем другие технологии, — возмущается Петр Вячеславович. — Бетон пилили в 30-х годах прошлого столетия. В Америке только сейчас вроде так офисы строят. А жилье — что вы! “В русском колорите стройка смотрится поистине феерично: стоит таджик с замотанным лицом и палкой, на конце которой прикреплена болгарка, пилит стену. СЭС на бетонную пыль реагирует мало. Строители по предписанию вроде как повесили пологи и сетки, защищающие от пыли. Но полог (корр. “МК” заметила только один на всю гигантскую стройку) беспомощно развевается на ветру, будто повешенное на прищепки детское одеяльце, маленькие сетки также бетонную пыль не задерживают.

Деревенские уверены, что многоэтажный комплекс строят между двух деревень для того, чтобы выдавить людей и освободить место под новое строительство. Им непонятно только, зачем это нужно было делать таким наскоком и обманом. “Сказали бы сразу, мы сами бы с удовольствием уехали”, — говорит Елена Ивановна. В администрации Пушкино “МК” сказали, что строительство ведется абсолютно законно и внешний вид комплекса городского архитектора совершенно не смущает. Более того, освоить под жилые комплексы планируют и поле за Моспроектом — примерно 100 га. Причину чиновники называют одну: “Потому что город”. “В идеале предполагается застроить всю территорию бывших деревень, и со временем так и произойдет”, — пояснила заместитель начальника Управления архитектуры и строительства Вера Кавинская. Однако когда и на каких условиях это будет сделано, чиновница ответить затруднилась. Наверное, в администрации этот вопрос никого особенно не беспокоит.

Этажи социальной ненависти

Комплекс “О’Пушкино” строится с многочисленными нарушениями и по документам, и по СНиПам. Так, одна стена дома проходит всего в метре от водовода, обеспечивающего два микрорайона. По нормативам эта зона должна быть минимум пять метров. В результате зимой водовод уже прорвало: у Петра Вячеславовича тогда весь участок превратился в каток со льдом толщиной 30 см. Водовод может также рвануть и после сдачи дома — страховки от этого нет. Не соблюдены расстояния до городских и частных колодцев — вода в них чистой уже не будет. Не соблюдены пространственные соотношения с существующей застройкой: 60-метровые дома в деревне строить нельзя. Так считает и закон, и все здравомыслящие люди. Но главная проблема заключается в нарушении плотности проживающих. “На 4 га собираются поселить 4500 человек, это превышает допустимую норму в 2,5–3 раза! Для жителей комплекса предусмотрен малюсенький внутренний двор-колодец, так что страдать от тесноты будем не только мы, но и новые жильцы, которым просто негде будет повернуться”, — говорит Александр Химичев. Нет в городе и подходящей инфраструктуры. Не хватает примерно 5 школ, 40 садиков, в больницах очереди — врачи не успевают всех обслуживать. Как будут жить еще несколько тысяч человек — непонятно. Нет поблизости и нормальных трасс. Ярославское шоссе из-за пробок деревенские называют “непробиваемой дорогой”, а в городе цветет движение “Ненавижу дачников”: такие наклейки пушкинцы клеят на заднее стекло. Однако вместо расширения местной дороги на нее уже вынесли часть дома нового комплекса.

Алевтина Петровна и Белянка. фото: Алина Фадеева

“Вы понимаете, что это начало реальной войны? — спрашивает меня Петр Вячеславович. — Власть создает условия для совершенно невозможного проживания двух социальных групп. Мы этих людей тут совершенно не ждем! Сунутся они сюда со своими машинами к нам под заборы — потому что ставить ведь больше некуда, — а мы их с вилами и топорами встретим! “— старый летчик шутит, но приезжим, чувствую, будет не до смеха. Для лучшего понимания ситуации новыми жильцами деревенские вывесили “наглядные пособия”: красочные плакаты с надписью “Многоэтажные монстры, вам тут не рады! “

Все в суд!

Недавно, решив, что бороться с бетонной пылью, бесконечным шумом, гоняющими со скоростью 60 км/ч бетономешалками смысла нет, деревенские подали на администрацию в суд. Первое заседание по существу состоится 23 июня. “Наш пушкинский суд, конечно, “гуманный”, с ним связано очень много скандалов, — говорит Александр Химичев. — Но если бы он был нормальным судом, за многочисленные нарушения стройку точно бы закрыли. А если бы не наша администрация, которая сквозь пальцы смотрела на кошмарные ошибки в проектировании, которая с многочисленными нарушениями провела публичные слушания, этой проблемы вообще сейчас не было бы”. Александр говорит, что терять жителям уже точно нечего. Продать участки теперь — значит потерять примерно 50% стоимости. Значит, через суд они будут добиваться закрытия стройки либо максимального снижения этажности для недостроенных еще домов. “Пойдем в Европейский суд, если понадобится. Мне не сложно”, — пожимает плечами Александр. Пока идет суд, в который мало кто верит, деревенские придумывают невероятные проекты, как наладить жизнь в стране. “Я считаю, нужно развивать систему клонирования людей, — говорит Елена Ивановна. — Клонировать Медведева с Путиным и разослать их везде. Потому что, куда бы наши начальники ни приехали, везде сразу начинается прекрасная жизнь!”.

“Я вообще-то большая патриотка и патриотические идеи всегда пытаюсь передать своим студентам, — говорит Елена Ивановна. — Но когда такое отношение, я даже не знаю, что думать. Дочка вот собирается на год в Испанию — учить язык, а потом и остаться там хочет. И вы знаете, мы не отговариваем, хотя раньше даже мысли такой не могло возникнуть. А что в этой стране делать? Работать с утра до вечера, чтобы хоть как-то выжить? Да ради чего? Ну обустроят себе люди на нищенские свои зарплаты уголки, участки — годами, постепенно, без какой-либо помощи государства, заметьте. Так оно все равно потом придет и все разрушит, как вышло с нами! “

Деревенские говорят: пора снимать мэра. Игровые автоматы, из-за которых сейчас в Подмосковье разразился скандал, стояли прямо напротив администрации. И большинство прокуроров, которые проходят обвиняемыми по уголовным делам, — из Пушкино. Прокурора сняли, а мэра почему-то нет. Зря.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру