По негласному правилу на каждом въезде-выезде из города должен быть стационарный пост ДПС, который контролирует перемещение транспорта. Опять же негласно считается, что этот контроль позволяет уберечь горожан от преступности, террористов и просто угонщиков.
Теперь — о сухих фактах.
— Преступность в результате работы постов не исчезла; ни одного теракта таким образом (к сожалению) предотвратить не удалось; угонщики орудуют с размахом, — говорит руководитель Центра борьбы с пробками Александр Шумский.
Почему? Ответ оказался неожиданным. Эксперты проанализировали все въезды-выезды в Москву и с удивлением констатировали: вопреки расхожему мнению, въехать в город можно и не засветившись перед ГИБДД. Просто места надо знать. На карте отчетливо видно: в пределах МКАД существует 49 въездов-выездов. Из них 37 контролируются стационарными постами ДПС (они обозначены красным цветом), 12 — не контролируются (зеленый цвет).
Следующий интересный факт авторы исследования получили, разделив Москву на западное и восточное полушария. Оказалось, что все неконтролируемые въезды находятся на западе. На том же западе в два раза больше вылетных дорог, чем на востоке: 33 против 16. При этом количество «западного» населения лишь ненамного (на 13%) превышает количество «восточного». «Мы считаем, что такое дорожное неравноправие является одной из главных причин сложной транспортной ситуации, — говорит Александр Шумский. — В восточной части необходимо строить новые въезды-выезды».
«Какими нормативными документами регулируется деятельность стационарных постов?» — такой запрос специалисты центра борьбы с пробками отправили в МВД. Если перевести с официального на простой язык, ответ гласил: обязательного наличия стационарного поста ДПС в Москве никакими нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Один из источников в верхах ГАИ, который предпочел остаться неназванным, признался: на каждые 3 млн. остановленных автомобилей приходится всего 5 серьезных нарушителей.
— Собственно, позиция ГАИ России сводится к тому, что использование стационарного поста ДПС в классическом понимании уже неэффективно как с организационной точки зрения, так и с экономической. Их существование приводит только к созданию удобных мест для изъятия денег у водителей. Плюс к тому на постах постоянно перекрывают одну-две полосы, что значительно затрудняет движение. Сами здания постов можно использовать как перевалочные пункты для нарядов ДПС (переодеться, отдохнуть, пообедать и т.д.). Кстати, некоторые российские регионы уже сократили количество стационарных пунктов контроля. Например, в Ульяновской области закрыто 90% пунктов, в Краснодарском крае — 75%. Мы будем добиваться реорганизации этой системы и в столице, — подытожил Шумский.