Успеть к поясу

Корреспондент “МК” восемь часов отстояла в очереди к православной святыне

Уже четыре дня Пояс Пресвятой Богородицы находится в Москве, а череда желающих прикоснуться к этой православной святыне не уменьшается. Днем и ночью студентки и многодетные мамы, холостяки и образцовые отцы семейства, паломники и те, кто заглядывает в храм лишь по большим праздникам, готовы стоять по десять часов на морозе, чтобы прикоснуться к православному чуду.

Корреспондент “МК” восемь часов отстояла в очереди к православной святыне

Они все просят о разном — кто семейного счастья и долгожданного пополнения, кто исцеления от неизлечимых недугов, а кто просто стойкости и веры.

В очереди к Поясу Богородицы корреспондент «МК» провел 8 часов и понял, что за благодатью лучше всего ехать утром — так есть шанс пройти за три-четыре часа. А просить занять очередь подруг или родственников бесполезно — пройти сквозь кордон удается крайне редко.

Очередь к храму Христа Спасителя начинается еще в районе метро «Парк культуры». Втискиваюсь в хвост и засекаю время — на часах без пятнадцати семь вечера.

— Сегодня нам еще повезло, — женщина согревает дыханием уже успевшие озябнуть за несколько минут руки. — Вы бы видели, что здесь творилось в воскресенье! Моя сестра стояла 15 часов. А сегодня с Божьей помощью часам к шести утра пройдем. И сразу на работу!

Вдоль всей Пречистенской набережной стоят металлические заграждения — те самые, которыми преграждают путь в переходах метро и во время футбольных матчей. Желающих приложиться к святыне запускают в отсек человек по 50 и закрывают проход — чтобы избежать давки и не оставить никаких шансов вклиниться без очереди. Но ручеек страждущих все равно струится вдоль забора.

«Пропустите меня, мне очень надо...» — девушка осторожно отодвигает ограждение, пытаясь протиснуться внутрь. Путь ей преграждает дубленка метра полтора в обхвате: «Всем туда надо!»

Девушка напирает: «У меня мама очередь еще три часа назад заняла, будьте людьми!»

Через несколько минут обмена любезностями на повышенных тонах девушке удается сломить натиск пенсионерки — настырная барышня отталкивает женщину и исчезает в толпе.

«Позовите милицию, что же это такое? А еще за благодатью идет. Хамка...» — еще с десяток минут бабушка причитает. Под недовольные взгляды соседей.

Рядом кутается в пуховый платок девушка лет 27. Под курткой усматривается округлившийся животик — месяц, наверное, пятый.

«А вы почему не в льготной очереди?» — удивляюсь я. Дело в том, что для инвалидов, семей с маленькими детьми и беременных создан отдельный поток. Правда, и там придется простоять около полутора, а то и двух часов.

— Знаете, мне кажется, чтобы снизошла благодать и Пояс помог тебе, нужно отстоять. Мы с подружками несколько раз приходили к святой Матроне — и всегда, как бы так сказать, минуя очередь. Пока нас не пристыдили. А сегодня мне очень хочется попробовать отстоять.

У каменного ограждения набережной трется мужчина средних лет: нервно курит, покашливает, переминается с ноги на ногу. «Маш, ну, может, пойдем?..» — в который раз просительно смотрит он на супругу.

«Стой где стоишь!» — женщина неприступна, как Брестская крепость.

«Если честно, я сюда только ради жены пришел. У нее было два выкидыша — после этого нам сказали, что больше не стоит пробовать, — разоткровенничался он, отойдя слегка в сторонку, чтобы жена не слышала. — Мы уже хотели взять малыша из детдома — и вдруг Пояс Богородицы привезли. Сегодня мы уже в третий раз очередь пытаемся отстоять — в выходные не выдержали».

Первые полкилометра очередь движется довольно быстро — каждые 15–20 минут стоящие в оцеплении полицейские открывают заслон, и ручеек страждущих прорывается вперед. Давка начинается только напротив здания «Красного Октября».

«Сделайте глубокий вдох — на улице люди мерзнут!» — если еще несколько метров назад стоящие вдоль кордона автобусы пустовали, то теперь во многие из них не втиснуться. Как в часы пик — стоят даже на нижней подножке.

Но многие, даже несмотря на мороз, не пытаются пройти погреться. В очереди уже давно подметили: не успел вовремя выбежать из автобуса — место в своей группе потерял. Полицейские могут закрыть заслон прямо перед твоим носом. Доказать потом, что ты стоял «вон за той женщиной в красной шапке», практически невозможно.

По рядам разносится: «Верую во Единого Бога-Отца Вседержителя...» Запевают сопровождающие паломников батюшки, но почти сразу молитву подхватывают и миряне. Рядом со мной жмется женщина в черном платочке — на вид ей чуть больше 30. Бледное лицо без макияжа, юбка до пят, поет чистым, тихим голосом... Молитву прерывает звонок мобильного телефона. «Квадратный корень, уравнение с двумя неизвестными...» — различаю я разговор.

«Сын звонит, просит, чтобы я ему математику объяснила», — как бы извиняется соседка.

— А я думала, вы за первенцем пришли?

— Вообще-то у меня трое сыновей, старший в седьмой класс пошел. Но я еще и девочку хочу. Но на все воля Божья.

Света — так зовут мою собеседницу — по образованию инженер ядерных реакторов. Или что-то вроде того. Закончила Бауманку, там и познакомилась с мужем.

— Если честно, я ведь до замужества не была верующей: оба родителя у меня математики, мама и вовсе по профсоюзной линии работала. Муж привел в храм, когда я носила Славу, — тогда у меня сложная беременность была. Теперь мы с ним почти каждый месяц в паломничества уезжаем. Вместе с детьми. А сюда мы решили вахтами стоять: вчера я сидела с детьми, а он всю ночь здесь, сегодня поменялись.

Рядом переминаются с ноги на ногу три студентки педагогического университета. «Мы очередь на всю нашу компанию еще днем заняли, с пар сбежали, но никого из подруг к нам не пустили», — объясняют девушки. Лена и две Маши сразу признаются: приложиться к Поясу они пришли не за женихами — ребята поджидают их в кафе неподалеку от метро. «Почему-то все думают, что здесь только брошенные дамы бальзаковского возраста или женщины, кому не удается забеременеть. Нет, это великая святыня, ее в первый и, наверное, в последний раз в Россию привезли. Просто постоять рядом для любого православного — уже радость. Она любому поможет, мы уверены...»

После поворота к храму очередь начинает двигаться быстрее. Здесь никто никого не толкает, не слышно разговоров «про жизнь», перепалок. Кстати, здесь без очереди можно влиться в общий поток: под утро полицейские стали менее принципиальными, да и прихожане, видимо, от близости к святыне потеплели.

В храм пускают группами, человек по 50. В дверях сразу предупреждают: «Проходим, не останавливаемся, купить свечки и подать записки можно на выходе». Кстати, пока мы стояли перед вратами храма, сюда подъехали две бригады медиков. Видимо, многим становится плохо именно после входа с мороза в натопленное помещение.

Перед главным залом, в центре которого установлен ковчег с Поясом Богородицы, поток выстраивается в две струйки. Один человек обходит ковчег справа, второй — слева. «Правой рукой притрагиваемся», — на подходе к ларцу советуют священнослужители. Кто-то успевает поцеловать святыню, но большинство с протянутой рукой проходят дальше — там всем прикоснувшимся к святыне выдают пояски Пресвятой Богородицы, которые изготавливают в Ватопедском монастыре и освящают на Поясе. «Верующие опоясываются этим пояском на некоторое время, живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Тайн», — написано в памятке.

Из дверей храма Христа Спасителя я выхожу уже через полчаса. Смотрю на часы: без пяти три ночи. В очереди к святому Поясу я провела ровно восемь часов. Замечаю рядом девушку, с которой бок-о-бок мы выстояли всю очередь: красавица с длинными светлыми волосами вытаскивает из карманов норкового полушубка руку и робко осеняет себя крестом.

— Девушка, а вы верите, что Пояс вам поможет? — спрашиваю у нее.

— Конечно, иначе бы никогда не пришла сюда. Мне кажется, каждый из нас должен верить в чудо: сейчас все в мире стало настолько сложным, что только вера нам и может помочь. Это как эффект плацебо: если веришь, помощь придет к тебе...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру