«Здесь будет город-сад»

Для элиты вертолетчиков готовят элитную авиабазу

Личный состав 393-й авиационной базы армейской авиации считается наиболее опытным в нынешних Военно-воздушных силах. Пилоты и их машины неоднократно участвовали в боевых действиях как во время спецопераций на Северном Кавказе, так и в грузино-югоосетинском конфликте 2008 года. Именно благодаря уникальному сплаву мастерства и опыта местных асов руководством Министерства обороны было принято решение провести масштабную модернизацию базы и сделать ее одной из основных в войсках «нового облика».

Для элиты вертолетчиков готовят элитную авиабазу
Свзяка Ми-8 и Ми-24 на сегодняшний день для вертолетчиков основная.

Как было

393-я база в Кореновске Краснодарского края — часть с давними традициями, прямая наследница 55-го отдельного Севастопольского вертолетного полка. Существовавший с 1942 года штурмовой авиаполк в 60-е был перевооружен на вертолеты, а в 80-е годы, несмотря на то, что сама часть была включена в Западную группу войск, более сотни пилотов и бортмехаников исполняли интернациональный долг в Афганистане.

С распадом СССР, как водится, для полка настали непростые времена. Часть вывели из-за границы фактически в чистое поле: подобрали на бескрайних просторах Кубани более-менее подходящее остававшееся с Великой Отечественной войны авиаполе, разместили рядом плац, вокруг построили несколько небольших одноэтажных кирпичных зданий, базовую инфраструктуру ТЭЧ и этим ограничились. В 1992 году, в связи с окончанием «холодной» войны, никто не рассчитывал, что боевые вертолеты придется часто использовать, а следовательно, и особенной заботы о полке никто не проявлял.

Однако время распорядилось иначе: помощь вертолетчиков требовалась во всех горячих точках, которыми вскоре полыхнул Кавказ. На своих Ми-8 кореновцы проводили десанты и эвакуировали раненых с поля боя, а на Ми-24 обеспечивали огневую поддержку. В результате благодаря фактически непрекращающимся конфликтам полк стал одним из самых опытных в стране.

Несмотря на то что вертолетчики 55-го полка отлично показали себя во время «войны трех восьмерок» (агрессия Грузии против Южной Осетии), база все равно по первоначальному плану попадала под жернова реформы и подлежала расформированию, как малоперспективная. Однако благодаря непрекращающимся стараниям руководства части, постоянным обращениям во все вышестоящие инстанции, заступничеству полпреда президента в ЮФО Владимира Устинова «наверху» осознали ценность уникального коллектива, в котором за 2000-е годы десять человек получили звание Героя России. И движение административного механизма пошло вспять. Сначала пришла новость, что базу сохранят, а позже было принято решение расширить и модернизировать ее, сделав одной из основных баз армейской авиации в России.

В командировках крепнет братство вертолетчиков и спецназовцев.

Как есть

На самой базе масштабных изменений пока не заметно. В последние пару лет все ресурсы были направлены на решение социальных проблем военнослужащих. Недалеко от базы построен новый жилой микрорайон Радужный, открывать который приезжал Дмитрий Медведев. Рядом с ним расположился торговый центр региональной продуктовой сети. До места службы молодым офицерам можно добраться за пять минут на велосипеде.

Старожилы части не прекращают искренне и с некоторой завистью удивляться: раньше лейтенант после училища мог рассчитывать хорошо если на комнату в общежитии. Теперь вся молодежь сразу получает новую двухкомнатную квартиру. Зарплаты в связи с повышениями этого года также заметно выросли. Неудивительно, что в подразделении идет значительное пополнение. В этом году после училища пришло 48 лейтенантов — такого притока «свежей крови» в постсоветский период не случалось ни разу.

Из-за прихода молодых кадров у опытных вертолетчиков нет ни одной свободной минуты. Обучение новичков идет постоянно, над городом, не прекращаясь, звучит гул боевых машин. На практических занятиях начинающим пилотам приходится проходить долгую череду непростых упражнений: от правильного и плавного отрыва машины от земли до сложнейшей тренировки высадки десанта в группе. При этом важнейшим навыком остается не только пилотирование, но и ориентирование на местности. Эта дисциплина дается особенно тяжело. При ее отработке инструктор управляет машиной, а ученик, вооружившись картой, логарифмической линейкой и показаниями приборов, задает своему преподавателю направление и высоту, проводя его по контрольным точкам.

Вертолет летит над расчерченными на аккуратные квадраты полями Кубани, комбайнами, прудами, распугивая уток и коров. В какой-то момент машина снижается на сверхнизкую высоту и идет над огромным полем подсолнухов. Бесконечное желтое и черное набегает со скоростью больше 200 км/ч — красота неописуемая. Но вот в конце поля уже видна стремительно приближающаяся стена из деревьев, еще чуть-чуть и вертолет налетит на нее. Но пилот-ас в последний момент уводит машину вверх и влево, стажер вертит головой, пытаясь разглядеть знакомые ориентиры и лучше определить свое местоположение.

Тренировки проводятся на новеньких машинах: более десятка Ми-8 АМТШ 393-я база получила за без малого два года. У новых машин улучшенная электронная начинка, возможность вести огонь управляемыми ракетами «Штурм-В», улучшенный метеорадар, система спутниковой навигации, появилась дверь на правом борту, а в кормовой аппарели сделан специальный люк, через который бортмеханик может вести огонь из пулемета. Пилоты части сами доставляли эти машины в Кореновск с завода в Улан-Удэ. 6000 километров в тяжелых погодных условиях (один раз — летом в жару за 35 градусов и лесные пожары, другой — зимой, в минус 40), над бескрайней тайгой, без возможности для аварийной посадки — это само по себе уже подвиг.

Одним из тех, кто пилотировал машины в том выдающемся перелете, был нынешний командир базы Ряфагать Хабибулин. Его карьера выглядит выдающейся для гражданского человека, но для служащих на базе она почти ординарна. Во время прохождения срочной службы на маневрах на молодого солдата незабываемое впечатление произвели вертолеты: как они проходят над полем боя, наносят удар, высаживают десант и быстро уходят. После увольнения в запас Хабибулин поступил и закончил Сызранское высшее военное авиационное училище.

— Еще когда был курсантом, я все время мечтал попасть в Афган, — вспоминает командир. — Но мой выпуск пришелся на последний год войны, и я очень жалел, что вот — не вышло. Но после училища я попал в 55-й вертолетный полк, и в то время 85 процентов летного состава здесь было тех, кто прошел Афганистан. Я тогда и не подозревал, что скоро мне тоже придется выполнять боевые задачи. Осенью 1992 года, сразу после перевода полка в Кореновск, нам ставились задачи и в связи с осетино-ингушскими событиями, потом Абхазия — Грузия, а потом уже оба чеченских конфликта, были командировки по три месяца в Ханкалу. Выходит, я не пропустил ни один локальный конфликт в регионе...

Хабибулин — вертолетчик-универсал. Он пилотирует Ми-2, Ми-24 всех модификаций, Ми-8 МТВ и АМТШ, Ми-28Н «Ночной охотник». «Охотника» полковник освоил одним из первых в стране, а в 2010 году первым провел летно-тактические учения в составе эскадрильи из 10 машин. Было это в Буденовске — аэродром в Кореновске пока не позволяет регулярно выполнять полеты на новейших ударных вертолетах (поле старое, с полосы в низко посаженные двигатели может засасывать камни), хотя Ми-28 уже на нем стоят, а личный состав проходит теоретическую подготовку.

Благодаря лебедке Ми-8 был спасен не один десяток раненых.

Как будет

На столе перед Хабибулиным разложен план базы, какой она станет через несколько лет. Работы по реконструкции самого летного поля уже начались. Пилоты эскадрилий переучиваются не только на «Ночных охотников», но и на их конкурентов — «Аллигаторов» Ка-52. Первые машины этого типа появятся в Кореновске этой осенью. Новой техникой профессионалы явно довольны. Ми-28 первоначально вызывал нарекания тем, что управлять машиной мог только один пилот, а второй оказывался «в заложниках», но сейчас этот противоречивый момент исправляется. В остальном машина замечательная. Говорят, что один «Охотник» по огневой мощи может сравниться с четырьмя Ми-24.

На смену «крокодилам» Ми-24 в Кореновске также ждут поступления их усовершенствованного потомка Ми-35. В результате в среднесрочной перспективе на 393-й базе будут находиться четыре типа вертолетов: Ми-28Н, Ка-52, Ми-8 АМТШ и Ми-35 — то есть самые лучшие и современные образцы военной техники. Общее количество держится командованием базы в секрете, но слухи говорят о более чем двухстах вертолетах, что в четыре раза больше нынешнего парка. Так что массовый приток лейтенантов из училищ не случаен — им всем будет на чем летать.

Взлетно-посадочную полосу планируется построить достаточной длины для приема транспортной авиации. На плане в кабинете командира базы видны места для стоянки четырех Ил-76. Таковы требования высокомобильной армии нового облика: из Кореновска вертолеты быстро можно будет перебросить в любой отдаленный уголок страны.

Разумеется, модернизацией аэродрома дело не ограничится. Новым будет все: стоянки, инженерные домики, казармы, штаб авиационной базы, санчасть, оздоровительный и спортивные комплексы — все будет соответствовать современным стандартам качества.

В целом база оставляет очень позитивное ощущение. Видно, что служба здесь, в отличие от многих других мест, дает офицерам чувство осмысленности своей работы. Сказывается и недавний боевой опыт, и постоянная востребованность части, и расположение посреди солнечного и богатого Краснодарского края, и, разумеется, радужные перспективы на ближайшие несколько лет. Провожая меня, пилоты улыбаясь говорили: «Приезжайте через пару лет — здесь будет город-сад».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру