Как было
С распадом СССР, как водится, для полка настали непростые времена. Часть вывели из-за границы фактически в чистое поле: подобрали на бескрайних просторах Кубани более-менее подходящее остававшееся с Великой Отечественной войны авиаполе, разместили рядом плац, вокруг построили несколько небольших одноэтажных кирпичных зданий, базовую инфраструктуру ТЭЧ и этим ограничились. В 1992 году, в связи с окончанием «холодной» войны, никто не рассчитывал, что боевые вертолеты придется часто использовать, а следовательно, и особенной заботы о полке никто не проявлял.
Однако время распорядилось иначе: помощь вертолетчиков требовалась во всех горячих точках, которыми вскоре полыхнул Кавказ. На своих Ми-8 кореновцы проводили десанты и эвакуировали раненых с поля боя, а на Ми-24 обеспечивали огневую поддержку. В результате благодаря фактически непрекращающимся конфликтам полк стал одним из самых опытных в стране.
Несмотря на то что вертолетчики
Как есть
На самой базе масштабных изменений пока не заметно. В последние пару лет все ресурсы были направлены на решение социальных проблем военнослужащих. Недалеко от базы построен новый жилой микрорайон Радужный, открывать который приезжал Дмитрий Медведев. Рядом с ним расположился торговый центр региональной продуктовой сети. До места службы молодым офицерам можно добраться за пять минут на велосипеде.
Старожилы части не прекращают искренне и с некоторой завистью удивляться: раньше лейтенант после училища мог рассчитывать хорошо если на комнату в общежитии. Теперь вся молодежь сразу получает новую двухкомнатную квартиру. Зарплаты в связи с повышениями этого года также заметно выросли. Неудивительно, что в подразделении идет значительное пополнение. В этом году после училища пришло 48 лейтенантов — такого притока «свежей крови» в постсоветский период не случалось ни разу.
Из-за прихода молодых кадров у опытных вертолетчиков нет ни одной свободной минуты. Обучение новичков идет постоянно, над городом, не прекращаясь, звучит гул боевых машин. На практических занятиях начинающим пилотам приходится проходить долгую череду непростых упражнений: от правильного и плавного отрыва машины от земли до сложнейшей тренировки высадки десанта в группе. При этом важнейшим навыком остается не только пилотирование, но и ориентирование на местности. Эта дисциплина дается особенно тяжело. При ее отработке инструктор управляет машиной, а ученик, вооружившись картой, логарифмической линейкой и показаниями приборов, задает своему преподавателю направление и высоту, проводя его по контрольным точкам.
Вертолет летит над расчерченными на аккуратные квадраты полями Кубани, комбайнами, прудами, распугивая уток и коров. В какой-то момент машина снижается на сверхнизкую высоту и идет над огромным полем подсолнухов. Бесконечное желтое и черное набегает со скоростью больше 200 км/ч — красота неописуемая. Но вот в конце поля уже видна стремительно приближающаяся стена из деревьев, еще чуть-чуть и вертолет налетит на нее. Но пилот-ас в последний момент уводит машину вверх и влево, стажер вертит головой, пытаясь разглядеть знакомые ориентиры и лучше определить свое местоположение.
Тренировки проводятся на новеньких машинах: более десятка Ми-8 АМТШ
Одним из тех, кто пилотировал машины в том выдающемся перелете, был нынешний командир базы Ряфагать Хабибулин. Его карьера выглядит выдающейся для гражданского человека, но для служащих на базе она почти ординарна. Во время прохождения срочной службы на маневрах на молодого солдата незабываемое впечатление произвели вертолеты: как они проходят над полем боя, наносят удар, высаживают десант и быстро уходят. После увольнения в запас Хабибулин поступил и закончил Сызранское высшее военное авиационное училище.
— Еще когда был курсантом, я все время мечтал попасть в Афган, — вспоминает командир. — Но мой выпуск пришелся на последний год войны, и я очень жалел, что вот — не вышло. Но после училища я попал в
Хабибулин — вертолетчик-универсал. Он пилотирует Ми-2, Ми-24 всех модификаций, Ми-8 МТВ и АМТШ, Ми-28Н «Ночной охотник». «Охотника» полковник освоил одним из первых в стране, а в 2010 году первым провел летно-тактические учения в составе эскадрильи из 10 машин. Было это в Буденовске — аэродром в Кореновске пока не позволяет регулярно выполнять полеты на новейших ударных вертолетах (поле старое, с полосы в низко посаженные двигатели может засасывать камни), хотя Ми-28 уже на нем стоят, а личный состав проходит теоретическую подготовку.
Как будет
На столе перед Хабибулиным разложен план базы, какой она станет через несколько лет. Работы по реконструкции самого летного поля уже начались. Пилоты эскадрилий переучиваются не только на «Ночных охотников», но и на их конкурентов — «Аллигаторов» Ка-52. Первые машины этого типа появятся в Кореновске этой осенью. Новой техникой профессионалы явно довольны. Ми-28 первоначально вызывал нарекания тем, что управлять машиной мог только один пилот, а второй оказывался «в заложниках», но сейчас этот противоречивый момент исправляется. В остальном машина замечательная. Говорят, что один «Охотник» по огневой мощи может сравниться с четырьмя Ми-24.
На смену «крокодилам» Ми-24 в Кореновске также ждут поступления их усовершенствованного потомка Ми-35. В результате в среднесрочной перспективе на
Взлетно-посадочную полосу планируется построить достаточной длины для приема транспортной авиации. На плане в кабинете командира базы видны места для стоянки четырех Ил-76. Таковы требования высокомобильной армии нового облика: из Кореновска вертолеты быстро можно будет перебросить в любой отдаленный уголок страны.
Разумеется, модернизацией аэродрома дело не ограничится. Новым будет все: стоянки, инженерные домики, казармы, штаб авиационной базы, санчасть, оздоровительный и спортивные комплексы — все будет соответствовать современным стандартам качества.
В целом база оставляет очень позитивное ощущение. Видно, что служба здесь, в отличие от многих других мест, дает офицерам чувство осмысленности своей работы. Сказывается и недавний боевой опыт, и постоянная востребованность части, и расположение посреди солнечного и богатого Краснодарского края, и, разумеется, радужные перспективы на ближайшие несколько лет. Провожая меня, пилоты улыбаясь говорили: «Приезжайте через пару лет — здесь будет город-сад».