Красиво живем

Социологи отмечают рост благосостояния россиян

Граждан, переживающих из-за своей привычки покупать лишнее, может успокоить ВЦИОМ: таких транжир в России 80%. Это издержки роста благосостояния, поясняют социологи.

Социологи отмечают рост благосостояния россиян

ВЦИОМ провел социологическое исследование «Достаток и роскошь в понимании россиян: вчера и сегодня», из которого вырисовывается совершенно непривычный образ типичного россиянина. В сущности, как отмечает руководитель отдела коммуникаций ВЦИОМ Ольга Каменчук, это вполне среднестатистический европеец. Даже немного лучше.

Так, вполне по-европейски большинство выбирает продукты питания, ориентируясь на их качество. Между тем еще в 2006 году, в «золотое» докризисное десятилетие, 60% россиян определяющим фактором считали цену. Соответственно, все меньше желающих ехать в магазин-дискаунтер. Судя по опросу ВЦИОМ, 80% не готовы ехать в другой район, если экономия составит 10%, а более половины никуда не поедут даже ради экономии в 25%.

Кстати, продолжая любить наличные при расплате за покупки, россияне при этом перестали оглядываться на комиссии, которые берут банки при снятии денег с «чужого» банкомата. А само число держателей банковских карт за последние двенадцать лет увеличилось в 10 (!) раз. Все меньше домашних умельцев-ремонтников: граждане предпочитают пользоваться услугами ремонтных мастерских. А треть опрошенных просто выкинут поврежденную вещь и купят новую.

По словам Сергея Яковлева, главного редактора новостного интернет-портала Smart News, заказавшего исследование ВЦИОМ, почти половина опрошенных в состоянии отдохнуть за рубежом. «При этом большинство выбирает страну не по стоимости тура, а потому, что хочется именно туда — только 18% из тех, кто может себе позволить отдых за границей, руководствуются ценой», — говорит Яковлев. В основном, россияне выбирают либо пляжный отдых, либо осмотр достопримечательностей, добавляет Каменчук. При этом, отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин, ездить на отдых россияне стали чаще — по нескольку раз в год, заказывая при этом 4—5-звездочные отели. «И что приятно, растет и количество путешественников пенсионного возраста, — говорит он. — В Европе, как известно, пенсионеры самые активные туристы. Возможно, скоро так будет и у нас».

Про взрывной рост количества мобильных телефонов и автомобилей говорилось уже не раз. Что говорить, если телефон или смартфон стал обычным подарком любимому? Ежегодно в России продается 40 млн мобильников, число абонентов сотовых сетей выросло с 3,5 млн в 2000 году до более чем 230 млн в 2013-м. И пусть автомобиль российские граждане пока еще не меняют при наполнении пепельницы, как когда-то шутили о гражданах богатого Кувейта, но если в 1980 году автомобиль был у 4% населения, а к началу 90-х им обзавелись 7,5%, то сегодня уже в 44% российских семей это обычное средство передвижения. Кстати, заправлять «железного коня» россияне также предпочитают качественным, а не дешевым топливом: при выборе АЗС 77% руководствуются качеством бензина, известностью бренда и экономией своего времени.

Планы российских граждан тоже изменились: с 2004 года вдвое выросло число тех, кто намерен купить дом, квартиру или автомобиль. «Мы регулярно опрашиваем россиян в начале и в конце года: в первый раз — об их планах крупных трат на год, второй — сбылись эти планы или нет, — рассказывает Каменчук. — В последние годы на первое место вышли планы по ремонту квартиры. Что интересно — снижение процента тех, кто смог реализовать этот план, наблюдалось только в кризис. Хотя все мы понимаем, что ремонт — такая вещь, которая часто идет не так, как мы предполагали».

Неудивительно, что и оптимистов среди россиян также становится больше. По сравнению с 2001 годом число тех, кто заявляет об улучшении качества своей жизни, выросло вдвое. И, например, улучшение жилищных условий констатируют сегодня 29% против 13% в 2001 году. А число россиян, считающих, что их семьи обладают доходом, достаточным для нормального существования, выросло втрое.

Причем, эти изменения происходят не только в столице: опрос проходил по стандартной выборке ВЦИОМ, куда входят все слои населения и жители самых разных регионов, включая национальные республики. Возможно, поэтому отношение к москвичам и Москве тоже меняется. «В последнее время растет число сфер, о которых наши сограждане говорят, что они не хуже, а то и лучше в регионах, — говорит Каменчук. — Например, в Москве, конечно, лучше сфера развлечений, много возможностей для самореализации, получения образования для детей. Но, по мнению россиян, здесь хуже с экологией, в регионах спокойнее и безопаснее жить. Все больше россиян отмечают, что завести бизнес и воспитать детей в регионах можно не хуже, чем в Москве. И особой ненависти в людях к Москве нет». Поэтому и межрегиональная мобильность растет: россияне все чаще переезжают за лучшей долей не в Москву, а в другой регион.

Да и сама «лучшая доля» стала иной. «Самая большая роскошь — это иметь много детей, внуков и быть здоровым», — говорит певец и актер Михаил Боярский. И так считает большинство россиян. «Счастье люди видят в близких, в семье. То есть, потребление уже не является показателем счастья — на первый план выходят иные показатели», — говорит Каменчук. Она отмечает, что деньги вообще перестали быть решающим фактором — в самореализации в том числе. «Определение среднего класса по денежному достатку отходит на второй план: позволить себе т.н. необязательные траты может 80% населения. Не говоря уж о доступе к таким важнейшим услугам, как образование, здравоохранение», — говорит социолог.

А раз так — меняется и отношение россиян к богатству. Во-первых, само количественное определение богатого меняется: теперь таковым считают того, чей доход впятеро выше среднего, тогда как в начале 2000-х довольно было и 2,5 раз. Во-вторых, изменились и признаки роскоши. «При Советском Союзе роскошью считалось наличие машины, желательно черной «Волги», хрустального набора и финской «стенки». В 90-х годах это 600-й «Мерседес», пачка баксов, поход в ресторан, желательно в красном пиджаке», — говорит Вячеслав Путиловский, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру. Сейчас это элитная недвижимость, машины люкс-класса, типа «Майбах» и «Роллс-Ройс», наличие private banking. Да и особого негатива относительно богачей россияне больше не испытывают, замечает Каменчук.

Россия сегодня больше похожа на европейские страны, считает социолог. При этом в кризис мы показали даже меньший уровень тревожности, чем американцы или западноевропейские граждане, — тревожные ожидания россияне высказывали только в самый пик кризиса, с ноября 2008 года до весны 2009-го. Каменчук считает — это потому, что нам еще знакомы стратегии выживания. Впрочем, и молодые люди 25—30 лет, которым они не знакомы, удивительно быстро адаптировались к кризису — нашли подработку и т.д. «В сравнении со странами Западной Европы россияне демонстрировали больше оптимизма. Если сравнивать с постсоветским пространством, то ситуация в России тоже относительно неплохая», — резюмирует Каменчук.

Даже наши жалобы на самом деле — свидетельство того, что жить стало действительно лучше. «Когда вы не можете пройти по тротуарам из-за припаркованных машин, спотыкаетесь дома о провода всевозможных «зарядок» и видите акции ритейлеров по замене работающей, замечу, старой техники на новую — все это свидетельствует о росте благосостояния», — говорит Яковлев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру