Жертвы наводнения могут наняться на ремонт собственных домов

Замглавы Роструда на примере Дальнего Востока рассказал, как работнику защитить свои права в условиях экстремальной ситуации

В результате наводнения в дальневосточном регионе пострадало 177 тысяч человек. По данным Роструда 90% из них – трудоспособное население, занятое на производстве или в секторе малого бизнеса. Теперь им предстоит не только ремонтировать жилье, но и как-то зарабатывать на жизнь. Как быть, если по дому можно ходить только в ластах и с аквалангом, а рабочий день с девяти утра до шести вечера? Где взять деньги и время на ремонт? Что делать, если предприятие буквально растворилось под толщей воды и с кого требовать зарплату? Как добираться на работу, если все дороги затоплены, а у работника нет навыков десантирования с воздуха? На все эти вопросы государство нашло ответы.

Замглавы Роструда на примере Дальнего Востока рассказал, как работнику защитить свои права в условиях экстремальной ситуации

Как рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец, чрезвычайная ситуация практически полностью парализовала работу всех отраслей бизнеса на Дальнем Востоке. Люди физически не могут добраться до рабочих мест, да им сейчас и не до работы: надо восстанавливать жилье. Поэтому власти придумали непростую, но очень интересную схему, которая позволяет сразу убить двух зайцев. Теперь любое предприятие может обратиться в службу занятости и заключить с ней договор об организации временных работ. По этому договору штатные сотрудники предприятия по совместительству с основной работой нанимаются…на ремонт собственных домов. Получается, что человек должен полдня простоять у привычного станка или перебирать документы в офисе, а после обеда может взять молоток и рулон обоев и приводить в порядок затопленную квартиру. Причем сотрудники за эту работу будут получать полноценную зарплату. Бизнесу эта схема выгодна, поскольку, во-первых, работники не побросают полуразрушенные дома и не разъедутся куда подальше из бедствующего региона. А во-вторых, финансово компании не теряют ни копейки: государство вернет выплаченную работнику за ремонт зарплату до копейки.

Кроме того, из бюджета будут выделятся специальные субсидии на стартап. Дело в том, что десятки предприятий безвозвратно разрушены. Власти решили, что лучше государственный кошелек изрядно похудеет, зато люди смогут создавать собственный бизнес вместо того, чтобы ждать открытия новых предприятий. Причем если новоиспеченный бизнесмен наймет на работу других людей, за каждого сотрудника государство даст по 100 тысяч рублей. А пострадавшим крестьянам и фермерам, потерявшим урожай в результате наводнения, Роструд рекомендует объединяться в товарищества. Так им помочь гораздо проще, чем выискивать землепашцев поодиночке и предлагать им компенсации.

Но главная проблема, по словам Ивана Шкловца, - это взаимодействие работника с работодателем. Как показывает практика, в экстремальной ситуации количество жалоб на нерадивое начальство не возрастает, а наоборот, резко сокращается. Причина в том, что ни сотрудникам нет дела до работодателя, ни работодателю до сотрудников. Однако после того, как дома отремонтированы, а шок от пережитого потопа или падения метеорита прошел, возникает стандартный вопрос: где зарплата? Чаще всего она попросту не начисляется. Либо документы предприятия утонули или сгорели, либо работодатель отмахивается от работников, грозя прогулами за все время, пока человек попросту выживал. По закону в любой чрезвычайной ситуации у руководства компаний есть два варианта действий: или официально объявлять о приостановлении деятельности, либо отправлять человека в отпуск или отгул. Специалисты Роструда считают, что грамотнее оформлять временный перевод работника на действительно необходимую работу. Например, на возведение защитных сооружений. Но такой перевод может быть только временным, до одного месяца, и за эту работу тоже надо платить. Поэтому куда проще забыть о сотруднике, а потом составить акт о прогуле. Чтобы избежать незаконного увольнения, работнику вовсе не надо брать на прокат катер и плыть в родной цех или офис, только бы не опоздать к началу рабочего дня. «Доплыть» надо только до муниципалитета. Там чиновники дадут справку о том, что добраться до работы человек физически не мог. А если работника переселили в центр временного пребывания, аналогичный документ напишут и там. Ну а если работодатель все же оказался честным и официально объявил о простое предприятия, он выплатит сотруднику за все время вынужденного отсутствия на работе 2/3 от размера оклада.

В любом случае при возникновении размолвки с руководством сотрудник должен обращаться в трудовую инспекцию. Однако в условиях экстремальной ситуации они будут переводиться из режима «кнута» в режим «пряника». Вместо того, чтобы штрафовать работодателя и грозить ему прокуратурой, чиновники будут консультировать бизнесменов и рассказывать им, как грамотно вывести фирму из кризиса и не обидеть работников.

По словам Ивана Шкловца, разработанные ведомством идеи — это полноценная рабочая модель, которая будет применяться властями при возникновении любого масштабного бедствия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру