Эти платья блистали на самых известных мировых подиумах, их показывали самые красивые манекенщицы. Но в залах Пушкинского музея любое из этих произведений высокой моды начинаешь оценивать по-новому. Например, только на фоне античных барельефов понимаешь, что рисунок из серебристых пайеток на платье из коллекции «Линия» складывается в латы древнего гладиатора. Изящное белоснежное платье из коллекции «Китайская шкатулка»на фоне статуй и вовсе представляется «вырезанным» из мрамора.
В течение месяца в одиннадцати залах Пушкинского музея будут выставлены 78 костюмов. Этот арт-проект призван доказать: мода неотделима от искусства. По словам самого Юдашкина, сделать выставку специально к юбилею он не планировал. Так получилось.
- Когда полтора года назад я обратился к Ирине Александровне (Антоновой — прежнему директору музея - «МК») с идеей выставки, она ответила, что именно с выставкой уже вряд ли успеем — все нужно планировать как минимум за два года. Зато предложила такой арт-проект: не трогая музейных экспонатов, попытаться вписать в пространство залов костюмы. Посетители не увидят здесь конкретного временного промежутка моего творчества, потому что идея не в ретроспективе, а именно в ассоциации костюмов с шедеврами мирового искусства, — объяснил Валентин.
Юдашкин признался, что хотя в его коллекциях нашла отражения каждая из эпох, самому кутюрье ближе всего 18 век.
- Это расцвет женской красоты: декольте, карсеты, вышивка, - объяснил дизайнер.
Но даже первые модели, которые Валентин рисовал и воплощал в жизнь еще в школьные и студенческие годы, отличались оригинальностью.
- Денег у меня в семье тогда не очень много было, а выглядеть хотелось хорошо. Приходилось что-то изобретать, кроил из каждого лоскутка, который попадался под руку.
- Это были экстравагантные модели?
- Всегда. Сейчас я скромнее одеваюсь. Когда есть возможность показывать одежду на ком-то, о себе забываешь. Когда же ты и художник, и модель, быть скромным сложнее. Поэтому иногда я носил невообразимой ширины галифе или сапоги всевозможных расцветок и моделей.
- Знаю, что вы защитили два диплома. Один был посвящен макияжу. Наверняка помните, насколько сложно было советским женщинам следить за собой...
- Не совсем так. Одна из моих дипломных работ была посвящена декоративному искусству, вторая — театроведенью и классическому костюму. Я работал художников в Министерстве бытового обслуживания — сейчас, понятно, такого ведомства уже нет. Я отвечал за подготовку сборной СССР к конкурсам красоты, рисовал мейк-ап маникенщиц на бумаге. Потом уже мастера переносили макияж с моих эскизов на реальных людей. Что касается проблем советской модной индустрии, да, было нелегко. Но мы были моложе, все было по плечу.
Кстати, Валентин Юдашкин рассказал, что именно в «Московском Комсомольце» он попробовал свои силы в качестве журналиста.
- Будучи студентом, я писал в вашу газету небольшие заметки о тенденциях моды, макияже, аксессуарах. Платили, как помню, 3-4 рубля за материал. И эти деньги меня очень выручали.
- Как удается сохранить прекрасную физическую форму?
- Если честно, то я себе во всем отказываю. Ем мало и очень ограниченный список продуктов.
- У вас есть диетолог?
- Я сам себе диетолог. Знаю, какие продукты мне есть можно, чтобы чувствовать себя легко. Но плюс к этому, не забывайте, я президент Федерации спортивных танцев.
- Как отметите сегодняшний юбилей?
- За работой. Вечером у меня запланировано открытие выставки для друзей, а уже в шесть часов я буду читать лекцию для студентов. Конечно, будет и торжественный ужин. Но когда и где, оставлю в секрете.