Южные Курилы: чемодан без ручки

Как живут сегодня спорные острова?

В начале ноября будет проходить встреча в формате «два плюс два» российских министров обороны и иностранных дел с их японскими коллегами. На ней наверняка будет вновь затронута тем Южных Курил. Стало уже традицией, что практически любой приезд в Сахалинскую область высокопоставленного лица из Москвы не обходится без курильской темы. Причем в последнее время больше говорят не о каких-то политических моментах, а о вопросах экономического развития островов. В этом плане не оказалась исключением июльская поездка в Южно-Сахалинск президента Владимира Путина. В ходе обсуждения ситуации в регионе президент предложил обсудить и возможность продления Курильской программы, срок действия которой истекает в 2015 году. «Минусы здесь какие, - заметил Путин, - денег, как всегда, не хватает. Все остальное в плюсе».

Как живут сегодня спорные острова?

В 1990-е годы Курилы бедствовали, как и большинство окраинных российских территорий, где, казалось бы, все есть для налаживания нормальной жизни, но не достает ударного инвестиционного толчка. Впрочем, имелась и своя курильская специфика. Ветхий жилой фонд и достаточно суровый климат. Эту специфику обнажило Шикотанское землетрясение 1994 года. Подземный толчок привел не только к человеческим жертвам и прямым разрушениям не очень прочных зданий, но и спровоцировал массовый отъезд населения с беспокойных островов.

Демографическая ситуация стала понемногу стабилизироваться лишь в 2000-е годы. Проведенная в 2010 году перепись населения показала, что по сравнению с предыдущей переписью 2002 года население Курильский районов в отличие от районов Сахалина сократилось минимально – в пределах 3%. При этом характерной приметой последних лет для Курил стало превышение рождаемости над смертностью. Российские власти – и федеральные, и региональные – имеют все основания сказать, что это следствие реализации Курильской целевой программы, которая осуществляется с 2007 года. В рамках программы построены 32 объекта, в основном инфраструктурного, логистического и социального назначения. В частности, благодаря программе в 2011 году на Итурупе появились первые километры автодороги с твердым покрытием. Всего на мероприятия программы намечено потратить около 28 млрд. рублей, главным образом из федерального бюджета (76,8%). В этой связи сахалинский губернатор Александр Хорошавин с удовлетворением цитирует местных жителей, которые говорят ему, что у них проходит ощущение будто бы Курилы – это «какой-то забытый угол». А еще губернатор предлагает продлить действие Курильской программы на срок до 2025 года. О чем и сказал Путину.

Кажется, все могут быть довольны, однако не проходит ощущение, что Курилы для России в целом и для Сахалинской области в частности были и остаются чемоданом без ручки. Нести его тяжело, а выбросить нельзя да и не хочется. Благодаря Курильской программе ручка у этого чемодана так и не появилась. Хотя ярких наклеек на самом чемодане стало заметно больше.

Несмотря на некоторый рост рождаемости, население Курил по-прежнему малочисленно. На 1 января 2013 г., по данным органов статистики, в Курильском районе (Итуруп) проживало 6606 человек, в Южно-Курильском районе (Кунашир, Шикотан) – 10268. По-прежнему остро стоит вопрос транспортного сообщения. Правительство Сахалинской области недавно приняло решение о закупке в Мурманске 45-летнего теплохода «Поларис» для доставки пассажиров на Курилы. А депутаты Сахалинской Думы хотят обратиться к федеральному правительству с просьбой включить в программу развития транспортной системы России мероприятия по постройке морских судов для обслуживания Курильских островов. Но это нескоро будет. Заявление по новым судам депутатами пока не принято – сняли с повестки на последней сессии без объяснения причин… Без продуктов, конечно же, никто не останется, помимо корабля «Игорь Фархутдинов» ходит много других судов. Это надуманная проблема…

Пока же возвращающиеся из последней безвизовой поездки в Японию жители Итурупа вынуждены неделю «загорать» на Кунашире в ожидании погоды и транспортной оказии. Такая жесткая зависимость от природных обстоятельств и транспортных возможностей никого не радует.

Еще одной приметой последнего времени стала определенная деполитизация общественных настроений применительно к южным Курилам. В нынешнем году (в апреле) в ходе визита японского лидера Синдзо Абэ в Москву и позже, в сентябре, во время встречи премьер-министра Японии с Путиным обсуждались условия мирного договора на основе «принципа хикиваке» – и тишина. Ни митингов, ни громких заявлений даже со стороны политических оппонентов Путина, чутких к малейшему забвению национальных интересов. Возможно, не все понимают термин из борьбы дзюдо. А возможно, действительно меняется, ослабевает накал, с которым в советском, а теперь уже в российском обществе воспринимаются итоги Второй мировой войны. Это, впрочем, не означает, что решение, о котором в конце концов договорятся политики двух стран, будет большинством воспринято как должное, неизбежное и разумное.

А по поводу недавнего заявления японского министра по «делам северных территорий», который высказался за скорейшее возвращение островов Японии – курильчанам, как и сахалинцам, все равно, что там сказано. Подобные заявления давно никому неинтересны и воспринимаются как дежурная японская риторика.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру