Как транспортные пробки влияют на здоровье людей

Миллионы американцев дорого расплачиваются за езду на автомобилях

3 ноября 2013 в 16:11, просмотров: 3609

 На сайте «МК» на днях прочел заметку «Москва встала в 10-балльных пробках». Для Златоглавой это не исключение, а правила. Это, конечно, плохо, тем более что транспортные пробки закупоривают не только городские магистрали, но и кровеносные сосуды водителей. Чем больше человек проводит времени за рулем, тем больше разрушается его здоровье. Это, к сожалению, закон.

Посмотрим, что говорят на сей счет западные эксперты.

Как транспортные пробки влияют на здоровье людей
фото: Наталья Мущинкина

Согласно Бюро переписи США, в 2009 году более трех четвертей пассажиров ездили на работу в собственных автомобилях. (Рацион — один водитель, он же и один пассажир на одну машину.) Только 5% пользовались городским транспортом, 2,9% ходили на своих на двоих и 0,6% — на велосипедах. Но часами ездят и простаивают в пробках не только работающие американцы. «Пригородная идиллия» середины прошлого века создала новый тип пассажиров – мам, возящих своих чад в школу, на игровую площадку, на занятия спортом и музыкой и так далее. За детьми нужен глаз, да глаз.

Только что вышла в свет книга Ли Галлахер под симптоматическим заголовком «Мой автомобиль знает дорогу в гимнастический зал». А подзаголовок гласит «Конец пригородов». Критики провозгласили эту книгу «пророческой». Автор описывает жизнь женщины-домохозяйки в штате Массачусетс. Термин «домохозяйка» уже давно устарел и лишь вводит в заблуждение. «Домохозяйки» сейчас в Соединенных Штатах проводят больше времени за рулем, чем их мужья-добытчики. Это в среднем около 50 миль в день.

Миллионы американцев и добытчиков, и домохозяек дорого платят за превращение в автомобильного кентавра. Начнем с того, что они теряют массу полезного времени, которое можно было бы посвятить спорту, культурной деятельности, друзьям и так далее. И, конечно, сну, на который у нас времени никогда не хватает. Пробки и вообще долгое пребывание за рулем отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье людей. «Езда из пригородов в центр, — пишет Галлахер, — сильно бьет по нашему здоровью». Исследование за исследованиями показывают причинно-следственную связь между сидением за рулем и ростом ожирения в нашей стране. Сидящие за рулем меньше занимаются спортом, чем дальше они живут от места работы, шопинга, светских развлечений. В местах, где люди больше ходят пешком, и полных людей меньше. Так любящие ходить жители Нью-Йорка весят на 6-8 фунтов меньше, чем средний американец — житель пригорода.

Недавно было проведено исследование, охватившее 4297 жителей штата Техас. Проверялась зависимость их здоровья от дистанции, которую они покрывают по маршруту дом-работа-дом. Исследование показало, что с увеличением дистанции этого маршрута физическая активность падала, а нагрузка на сердечно-сосудистую систему возрастала. Росли давление крови, ожирение, увеличение объема талии, угрозы метаболических рисков.

Доклад опубликованный в прошлом году в «Американском журнале превентивной медицины», также подтвердил причинную связь между количеством времени, проведенного за рулем и смертями от сердечных болезней. Исследование в этой области было проведено доктором Кристиной Хоспер и ее коллегами по медицинскому факультету Вашингтонского университета и Института Купера в Далласе. Исследование этих ученых показало, что езда более чем на 10 миль на работу и с работы в течение пяти дней в неделю увеличивает риск повышения кровяного давления, количества сахара в крови и холестерина. Помимо этого долгое пребывание за рулем увеличивает риск депрессии и других нервных заболеваний и бьет по качеству и продолжительности.

Все это далеко не только американские проблемы.

Доктор Эрика Сэндов из шведского Университета Умеа, проведя исследование в нескольких европейских странах, пришла к выводу о том, что люди, ездящие ежедневно более 30 миль, более подвержены высокому кровяному давлению, стрессам и сердечным заболеваниям, чем те, кто живет поблизости от своей работы. Другое исследование, проведенное этим же ученым, показало, что женщины, живущие за 31 милю от своей работы, умирают раньше, чем те женщины, которые живут близко от своей работы.

В любом случае, независимо от того, как вы добираетесь до места своей работы, чем дальше оно от вашего дома, тем это хуже для вашего здоровья. Вот что показало еще одно исследование и тоже шведских ученых под руководством Эрика Хансона из Лундского университета. Опросив 21 тысячу человек, от 18 лет до 65, ученые обнаружили, чем дольше они ездят на машинах, автобусах или на метро, тем более страдает и ухудшается их здоровье. Они чаще страдают стрессами, бессонницей, чаще болеют и пропускают работу.

Однако вернемся в Соединенные Штаты. Исследование пассажиров, которые ездят на работу и с работы, пользуясь железнодорожным транспортом Лонг-Айленда, показывают, что они страдают бессонницей и весь день проводят в сонливом состоянии. В чем суть этого и других исследований? Возглавляющий изучение науки окружающей среды применительно к здоровью людей, доктор Ричард Джексон из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе указывает на необходимость «демографических сдвигов», создающих компактность между местом работы и жильем работающих, чтобы последние меньше ездили и больше ходили. Уже сейчас многие планировщики городов в содружестве с архитекторами заняты дизайном «дружелюбных к здоровью людей общин, менее зависимых от четырехколесной угрозы». (Их опыт стоило бы изучить строителям Новой Москвы.)

Когда Москва стоит в 10-балльных пробках, которым в значительной степени способствуют мигалки и сирены «слуг народа», последние не только похищают ваше время, но и разрушают ваше здоровье.



Партнеры