Как художники восприняли акцию Петра Павленского на Красной площади

Мнения разделились — от «это настоящий трэш», до «получилось даже эстетично»

Петербуржец Петр Павленский прибил собственную мошонку к брусчатке Красной площади, проиллюстрировав тем самым, по его словам, пассивность общества перед лицом «полицейского государства». Акция под названием «Фиксация», конечно, безумная, как и все предыдущие «высказывания» автора, однако история искусства знала и более радикальные жесты. Венские акционисты в 60-х выкидывали и не такие номера, которые, кстати, не остались без внимания полиции. Как восприняло арт-сообщество акцию Петра Павленского, узнал «МК».

Мнения разделились — от «это настоящий трэш», до «получилось даже эстетично»

Группа «Война» в своем твиттере, например, пишет: «Художник Павленский – это венский акционизм начала 60-х с кровью и болью – но в социальном разрезе России 2010-х”.

Художнику и теоретику современного искусства Анатолию Осмоловскому, который в 90-х выкладывал слово из трех букв с помощью человеческих тел на той же Красной площади, акция Павленского пришлась по душе. «Такова жизнь, все адекватно. Ведь засовывают же публично бутылки в задний проход — и ничего. Никакой политики здесь нет. Это отношение к нашей жизни, особенно в связи с работой органов внутренних дел. Это весело, и ничего в этом нет страшного», - сказал он «МК».

Соглашается с коллегами по цеху и художник Гоша Острецов: «Это скорее художественно-политическая акция. Люди сжигали себя в советское время. Теперь 70-е годы вернулись, и вместе с ними — героизм. Искусство всегда было радикальным — оно показывало степень свободы человека. Нарушение табу создает новый образ. А Павленский, в принципе, пошел на криминальный шаг. Это ведь из тюремных кругов пошло — оскопление, прибивание. Он попытался на языке правящей партии объяснить сою позицию униженного человека, каким, собственно является каждый в современной России. Я считаю, получилось даже эстетично — красивый парень, спортивный, не какой-то там урод. Прекрасное тело — и красивая акция».

Однако далеко не все художники поддерживают Петра Павленского. Среди них — радикальный перформер Елена Ковылина, акции которой тоже часто связаны с болью и риском.

«Это настоящий трэш, который дискредитирует то, чем я занимаюсь. Теперь перформанс будет ассоциироваться у людей с этими прибитыми яйцами и с Pussy Riot. Возможно, кому-то этот жест и показался очень сильным, но к подлинному искусству он имеет опосредованное отношение. Это скорее политическая акция, инструмент идеологического сопротивления, который в сложившейся европейской эстетике причисляется к современному искусству. Однако я не согласна ни идеологически, ни художественно с этой традицией. По-моему, Россия — одна из самых открытых для художественных практик стран, а мне, поверьте, есть с чем сравнивать. Только я считаю, что менять мир нужно с помощью утверждающих те или иные ценности художественных высказываний, а не разрушающих и деконструирующих».

Художник Леонид Тишков:

“Я это отношу к традиции русского скоморошества и юродства. Это явление существовало еще при Иване Грозном, шуты вытворяли непотребные, с позиции власти, вещи. Но их, юродивых, ценили и даже, можно сказать считались с ними. Видимо, такая традиция сильна в переломные моменты, когда власть просто нуждается в подобных эксцессах. Сейчас появилось что-то подобное — и мы рассматриваем это как знак. Это относительное сумасшествие — я не специалист, конечно. Но судя по фотографиям, это выглядело трагично, как любое присутствие обнаженного тела на фоне символических пространств, где оно не должно быть. Все вместе это эмоционально и физически вызывает фрустрацию, становится больно”.

За свою акцию «Фиксация» художник Павленский теперь обвиняется по статье УК «мелкое хулиганство». Художник провел ночь в китайгородском ОВД, а в понедельник утром его отпустили. Вряд ли ему грозит серьезное наказание со стороны тех самых правоохранительных органов, на которые был направлен его неоднозначный жест.

За акцию на Красной площади художнику Петру Павленскому грозит 15 суток 

За акцию на Красной площади художнику Петру Павленскому грозит 15 суток

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26382 от 12 ноября 2013

Заголовок в газете: Прибитые яйца как искусство: за и против

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру