Следы в киберпространстве или жизнь напоказ

Существует ли электронная приватность?

Тема этой статьи навеяна многочисленными обсуждениями среди коллег и знакомых и даже незнакомых людей многочисленных публикаций о том, что страшный Эппл следит за нашими перемещениями через нами же купленный Айфон, Не менее порочный Гугл ездит на автомобилях по улицам и снимает нас на видео. А что уж говорить об Агентстве национальной безопасности США, которое, судя по сообщениям прессы после общения со Сноуденом, вообще слушает миллиарды телефонных разговоров по всему миру. 

Существует ли электронная приватность?

Наши политики возмущаются публикациями в прессе записей своих телефонных переговоров, мы все постоянно подписываем какие-то бумаги, разрешая использовать наши персональные данные, а иначе ничего не сделать . На черном рынке вращаются диски с базами данных, содержащих всю эту защищенную Законом персональную информацию и даже ту, которую охраняют многочисленные службы безопасности частных компаний и полицейские и другие силовые структуры в государственных учреждениях. В университетах учат специалистов по информационной безопасности, а спецслужбы ищут хакеров чтобы нанять их в свои сотрудники и использовать умения добывать информацию из киберпространства. Можно продолжать этот список на конкретных примерах или обобщая, но в любом случае все согласятся, что многое из того, что еще недавно казалось нам принадлежащим только нам персонально, наша личная жизнь, становится как-то слишком видимой всем, кто умеет пользоваться достижениями прогресса в области информационных технологий. Можно ли защитить себя от этого? Смогут ли умные законы государства защитить нас? Основное утверждение автора настоящей статьи состоит в том, что это в целом невозможно, а персонально чрезвычайно дорого. Ящик Пандорры открыт. Выйдя в киберпространство, люди стали оставлять в нем свои несмываемые следы и один из реалистичных сценариев будущего состоит в том, что с этим придется смириться и строить свою жизнь исходя из ее неизбежной открытости. А так ли уж это плохо? Но это совсем другой вопрос, а здесь я хочу обратить внимание на некоторые аналогии и попытаться убедить читателя в обоснованности высказанного утверждения.

В реальном физическом мире мы тоже оставляем следы. Именно по ним криминалисты ищут преступников, а историки и археологи – факты прошлого. Если еще недавно инструментом поиска по запаховому невидимому следу была только собака, то сегодня это сложная электронная аппаратура. По микроскопическим потожировым следам , по голосу, по ДНК, по обветшалым бумагам в архиве… Электронные системы позволяют видеть следы каждого человека и только их сложность и цена не позволяют им стать доступными каждому. Совсем другое дело с поиском следов в киберпространстве. Доступность и совершенство компьютера в наши дни сделала возможным поиск следов там вполне достижимым для большинства, знакомого с информационными технологиями. А оставлять следы в киберпространстве приходится каждому, кто сделал там хотя бы несколько шагов. Такова уж природа этого мира, где все не исчезает бесследно и где-то хранится в виде миллиардов миллиардов битов. Вот пресловутый контроль телефонных переговоров. Внимательно читающие могут видеть, что говоря о масштабном контроле телефонных разговоров, речь идет об информации о фактах звонков в виде регистрации времени начала и окончания разговора, номера вызывающего и вызываемого абонента, места, откуда произведен звонок и некоторых других сведениях. Все эти данные появляются и хранятся в коммутаторах цифровых телефонных станций в силу их механизмов основного функционирования. Знающий может просто прочитать их из памяти коммутатора, получив к нему доступ по той же сети. Или вот еще, как сообщили совсем недавно исследователи, для достоверной идентификации человека из более чем полутора миллионов достаточно знать всего четыре точки в городе, откуда он совершает свои ежедневные звонки. Не будем теперь звонить? Регистрируясь в социальных сетях в Интернет, мы сами сообщаем массу сведений о себе, помещаем фотографии, видеоролики о своей жизни. Мы пишем электронные письма единственному другу (подруге) сообщая в них такое, что никогда бы не произнесли вслух. Путь этих данных лежит через множество устройств – маршрутизаторов, серверов и везде остаются следы совершенного нами. Недавно один из молодых бизнесов сообщил, что они предлагают компьютерную услугу, которая просматривает опубликованные в Сети фотографии и находит на них всех, кто также имеет аккаунты в Сети и предлагает включить их в списки друзей. О других возможностях использования этого сервиса умолчим. Так, что, теперь не будут публиковать фото в Сети? Или запретить все эти программы, бороздящие Сеть и реконструирующие из киберследов наши образы? Наверное проще было в свое время запретить иметь собаку всем, кто не работал в полиции. Но и этого не сделали по понятным причинам.

Итак, принципиальных отличий извлечения знаний о человеке по оставляемым им следам, между обычным физическим и киберпространством нет. Везде нужны специальные средства и знания. Вот только цена владения этими инструментами и знаниями для киберпространства оказывается более доступной. К тому же в киберпространстве практически нет пределов по перемещению, что позволяет исследовать самые дальние темные и грязные закоулки даже не вставая из удобного домашнего кресла.

Вступив на путь технологической цивилизации человечество когда-то согласилось с вредным для здоровья выхлопом двигателей, с генно-модифицированными продуктами, неуничтожимым мусором, публикациями гор лжи в прессе, электромагнитными излучениями, действующими на мозг и многим другим, что явно не идет на пользу человека как социально-биологической сущности. Теперь наступает время согласиться с необходимостью открытости жизни и не следует тратить усилия и средства на борьбу за сохранение приватности, если только это не те особые случаи, на которые стоит истратить ресурсы не меньшие, чем на всю остальную жизнь.

А может кто решит вовсе не прикасаться к этому киберпространству и просто придти к другу и сказать ему, что хотел? Только тогда идти лучше пешком, ночью, да тщательно оглядеться вокруг, прежде чем разговаривать, вдруг нечаянный свидетель расскажет кому надо где, кому, во сколько и как долго длился разговор?

профессор, доктор технических наук, руководитель лаборатории технологий больших данных НГТУ им. Р.Е.Алексеева Владимир Крылов 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру