Российские путешественники возьмут Арктику в автомобильное кольцо

Как проехать на Северный полюс?

Самолет – хорошо, ледокол – хорошо... А надо все-таки попробовать добраться до Северного полюса на автомобиле! В январе 2014-го стартует необычное «ралли», участники которого собираются впервые в истории пересечь Северный Ледовитый океан по дрейфующим льдам и достичь при этом «макушки» планеты на специально спроектированных вездеходах-амфибиях. В преддверии столь необычного «автопробега» в РИА Новости состоялась встреча с членами экспедиции во главе с ее руководителем, известным полярным путешественником Владимиром Чуковым.

Как проехать на Северный полюс?

Предстоящий «автомобильный штурм» Северного полюса – лишь часть 9000-километрового маршрута, который собирается преодолеть команда Экспедиционного центра «Арктика». А этот маршрут, в свою очередь является лишь одним из этапов – правда, самым сложным, – уникальной программы «Полярное кольцо», стартовавшей еще в начале 2000-х. Главная идея – совершить кругосветку, двигаясь «на колесах» по арктическому побережью России, Канады, Америки, и преодолев по льду через полюс Ледовитый океан.

Конечно для движения в столь трудных условиях нужны особые машины.

– За почти 14 лет, которые прошли с той поры, как мы начали воплощать в жизнь нашу программу, для «Полярного кольца» спроектировано уже 6 моделей «водоплавающих» вездеходов с шинами сверхнизкого давления, – рассказал Владимир Чуков. – На первых таких машинах, изготовленных для экспедиции ее участниками, мы прошли в 2002 и 2004 г. г. два этапа «Полярного кольца» по территории России – сначала 6000 километров по Заполярью от Салехарда до Певека, а потом 4500 километров от Салехарда до самой северной точки нашей страны – до острова Комсомолец в архипелаге Северная Земля, и обратно. Именно в этом путешествии мы впервые попробовали, пересекая проливы, двигаться на машинах по дрейфующим льдам. И поняли: для предстоящего в дальнейшем трансокеанского ледового путешествия нужна более совершенная техника. Последующие несколько лет ушли на проектирование, сборку и проверку в деле новых вариантов вездеходов. В 2005, 2007 и 2011-м совершили довольно сложные и протяженные арктические переходы – и по суше, и по океанским льдам.

Владимир Семенович поделился с корреспондентом «МК» некоторыми воспоминаниями о тех «ледяных походах».

– До нас никто еще на автомобиле по замерзшим морям не ездил. Так что мы устроили серьезную тренировку для себя и для техники – в 2005 году пересекли по ледяным полям Карское море. Одна из характерных примет наших вездеходов – шесть огромных колес-баллонов. Они позволяют машинам (вес каждой – около тонны) не вязнуть в снежных сугробах и даже плавать. На том испытательном маршруте был сложный случай во время движения по Байдарацкой губе. Мы попали в необычную ледовую ловушку: трещину между льдинами пурга так быстро засыпала снегом, что он даже не успел пропитаться водой. Со стороны это выглядело, как абсолютно ровное, надежное ледяное поле. В итоге головной вездеход в эту заснеженную полынью и «воткнулся». Как на зло, одно переднее колесо зацепилось за выступ льдины, автомобиль перекосило, и левым бортом он провалился по самые стекла. Мотор оказался под водой! С помощью второй машины удалось вытащить «утопленника» на твердый лед. А дальше-то что делать? Мороз – градусов 25, и через считанные минуты двигатель превратился в сплошную ледышку. Больше суток мы там с ним возились – заменяли масло, промывали соляркой, прогревали паяльными лампами… В итоге мотор ожил.

В другой раз пришлось переправляться подряд через две широкие промоины, между которыми находился небольшой ледяной остров. При «сходе на воду» рулевая система головной машины сломалась. А пока мы переправляли на надувной лодке всю поклажу через следующую полынью, пока возились с «заплывом» второго вездехода, началась подвижка льда, и островок, где стояла поврежденная машина и дежурили двое участников экспедиции, стал дрейфовать прочь. Правда, на сей раз повезло: льдина, словно по заказу, повернула назад и остановилась буквально впритирку к нашему ледяному полю, так что переправа вездехода прошла даже без водных процедур. Зато потом пришлось повозиться, ремонтируя рулевое управление! В конце концов собрали работающую конструкцию, но она имела явное пристрастие к «правому уклонизму». Несколькими днями позднее, когда пересекали замерзшую Тазовскую губу, эта особенность «аукнулась». Сморенные полуденным солнцем мы с товарищем заснули, и наша машина, предоставленная сама себе, стала все больше забирать вправо. Она сделала почти полный круг, умудрившись при этом самостоятельно преодолеть несколько ледовых препятствий!..

Последний вариант пневмовездеходов, так же, как и самые первые конструкции таких машин был разработан опытным конструктором и многолетним соратником Чукова Николаем Никульшиным. Пневмовездеход был готов еще в прошлом году и за прошедшее время прошел самые серьезные испытания на суше и в воде.

От прежних моделей, которые могли держаться на плаву только за счет огромных колес-«поплавков», эта машина (ее название пока условное – «Арктика») отличается наличием герметичного водоизмещающего корпуса. Все агрегаты и места для размещения четверых членов экипажа расположены внутри этого «дома на колесах», защищенного от запредельных арктических холодов слоем термоизоляции. На вездеходе установлен мощный дизель рабочим объемом 2,2 литра. Крейсерская скорость «Арктики» – около 25 км/час. но это – если двигаться по дороге. Само собой, когда придется пробираться по льду, через торосы, быстрота передвижения может оказаться значительно меньше.

– В нынешней экспедиции примут участие две машины и восемь человек (в том числе четверо ветеранов уже участвовавших в прежних экспедициях по программе «Полярное кольцо»). Кроме того каждый вездеход будет тянуть за собой по два прицепа, нагруженных запасами горючего – в общей сложности наш «возимый запас» должен составлять 2-2,3 тонны солярки. Первый участок предстоящего маршрута – сухопутный. Мы пройдем около 2000 километров через Ямал, север Тюменской области, Таймыр. Потом пересечем пролив Вилькицкого и будем двигаться по архипелагу Северная Земля. По нашим расчетам на этот отрезок пути придется потратить месяц. Надеемся, что можно будет двигаться в непрерывном режиме: два человека ведут машину, два человека спят в ее жилом отсеке. Вслед за тем начнется самое трудное – мы отправимся дальше по льду. И вот тут уже ни о каком непрерывном движении речь не идет: слишком много трудных участков, преодолеть которые можно лишь общими усилиями всей команды.

Напрямую до полюса расстояние известно: 825 километров, однако сколько получится в реальных условиях предсказать невозможно: ледовый дрейф, объезды многочисленных препятствий... Наверняка придется форсировать и участки открытой воды, хотя по опыту самое неприятное это «кисель из льда» – полыньи, забитые мелкой ледяной крошкой, которая очень затрудняет продвижение пневмовездеходов, не давая им нормально плыть. В таких случаях придется использовать лебедки, заводить ледяные якоря... В середине апреля планируем добраться до Северного полюса, где в это время как раз «высокий сезон»: в район «макушки земли» привозят многочисленных туристов, неподалеку оборудован временный ледяной аэродром, работает палаточный лагерь «Барнео». Там надеемся передохнуть пару дней и двигаться дальше – в сторону Канадского арктического архипелага. Предстоит достичь самого северного его края, острова Уорд Хант. А оттуда пойдем около полутора тысяч километров по проливам и островам до самого северного канадского поселка Резольют Бей, где и планируется финиш маршрута. Мы улетим в Москву, но часть нашего экспедиционного «хозяйства» и, главное, – наши вездеходы, оставим в этом поселке на хранение, чтобы еще через год-полтора стартовать из Резольют Бей на последний этап «Полярного кольца» – около 8000 километров по Канадскому арктическому архипелагу, по северному побережью Аляски, через Берингов пролив, по Чукотке – до Певека.

Конечно, было интересно узнать у Владимира Семеновича о материальной части экспедиции.

– Как и в прежние наши путешествия по Арктике мы не берем ружей или какого-то иного огнестрельного оружия: это уже устоявшееся правило нашей экспедиционной группы. Зато о надежной связи мы позаботились. На каждой машине будет спутниковый телефон, навигационные системы. Информация о местонахождении группы будет оперативно передаваться на сайт экспедиции, туда же станем отправлять регулярно дневник путешествия, фотографии... К слову сказать, для проведения съемок с воздуха берем с собой небольшой геликоптер-беспилотник... Конечно, самая серьезная проблема – обеспечение необходимого количества топлива. Запасы его мы сможем пополнить перед началом ледового участка – на полярной станции на острове Большой архипелага Северная Земля. Там хранятся бочки с соляркой, вывезенные в свое время при эвакуации дрейфующей станции «Северный Полюс-40». При необходимости будем «заправляться» и в ледовом лагере «Барнео», куда есть возможность доставить горючее по воздуху. Ну а дальше – придется покупать топливо для дизелей машин уже у канадцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру