- «Ящики» не были повреждены, потому что в этой модели самолетов стоят в хвостовой части фюзеляжа, которая, судя по фотографиям с места трагедии, не разрушилась. Времени на расшифровку данных экспертам потребуется немного: им не нужно будет восстанавливать пленку, - пояснил «МК» Юрий Попов, в течение пяти лет возглавлявший отдел расшифровки параметрической и речевой информации в МАКе.
Правда, если бы удар о землю был несколько сильнее, экспертам пришлось бы попотеть. Дело в том, что на Ан-12 стоят достаточно старые модификации самописцев. Модель речевого, к примеру, была разработана еще в 1961 году. Титановый бронеколпак имеет форму сферы - больше чем в половине серьезных аварий нагрузку он не выдерживал и разрушался. В данный момент такие «черные ящики» почти не используются.
- Переговоры пилотов такой самописец сохраняет на тонкой проволоке. В случае серьезной аварии экспертам приходится собирать ее буквально по кусочкам: связывать, очищать от копоти, - пояснил эксперт. - Параметрический самописец, устанавливаемый в Ан-12, принадлежит ко второму поколения приборов. Регистрирует он всего 12 аналоговых параметров. Для сравнения современные - более тысячи. Запись ведется на магнитную ленту.
Пока рассматриваются три основные версии трагедии: плохие погодные условия, ошибка пилотов и техническая неисправность воздушного судна. Точнее о причинах эксперты смогут сказать только после расшифровки «черных ящиков».