У первого в мире космонавта был потайной автомобиль

Юрий Гагарин полетел в космос, не имея прав – водительских

12 марта 2014 в 18:49, просмотров: 2431

Украинский «форс-мажор», Международный женский день, Паралимпийские игры, крутое пике рубля... – все эти актуальные темы последних дней как-то совсем скрыли от нас знаменательную дату: 80-летний юбилей Гагарина.

У первого в мире космонавта был потайной автомобиль
Фото: Архив Георгия Димова

О первом в мире космонавте рассказано-написано много. Сегодня мы коснемся лишь одной «побочной» темы: автолюбитель Юрий Гагарин. Как это ни странно, наш легендарный пионер космоса, отправляясь в кабине корабля «Восток» на околоземную орбиту, не имел навыков вождения обыкновенных «земных» машин.

Да-да – управлять реактивным истребителем мог, управлению приборами и агрегатами космического аппарата был обучен, а вот водительских прав не имел! Биография Гагарина-водителя именно с исторического полета на околоземную орбиту.

Как известно, советское правительство подарило Гагарину за его героический полет автомобиль: самую новую модель отечественных легковушек – «Волгу» ГАЗ-21. Но водить ее космонавт не имел права – потому что без прав.

Свежеиспеченному Герою Советского Союза, имя которого в одночасье узнал весь мир, на первое время предоставили персональную машину. Это был простенький малокомфортный армейский «козлик» ГАЗ-69, а в «комплекте» к данному «мотору» имелся и персональный водитель – сержант-срочник из авиационной части.

Но Юрий Алексеевич не захотел долго оставаться пассажиром «персоналки» и, не тратя времени, взялся за изучение правил дорожного движения. Наш первый космонавт сдавал на права в один из летних дней 1961 года – причем на общих основаниях, отправившись для этого в Госавтоинспекцию Щелковского района (именно на его территории расположен Звездный Городок, где жил Гагарин с семьей).

Удивительная это была картина: знаменитый на весь мир покоритель космоса экзаменовался вместе с молоденькими ребятами, выпускниками местной автошколы ДОСААФ! Сотрудник, проверявший знания по «Правилам движения и эксплуатации автомобилей», потом вспоминал: «Привели Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили модельки машин, трамваев, светофоров... Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах... Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…» Инспектор в своих воспоминаниях ничего не упомянул о проверке практических навыков езды, можно предположить, что у высококлассного летчика с этим проблем не возникло.

Получив водительскую «корочку» «категории «В», Юрий Алексеевич пересел за руль собственного «мотора». Его «подарочный» автомобиль – это «Волга» выпускавшейся тогда второй серии (ее характерная облицовка радиатора в народе получила прозвище «акулья пасть»). На Горьковском автозаводе были предупреждены, для кого делается данный экземпляр автомобиля, и потому заводчане постарались придать серийному образцу некоторую «эксклюзивность». Во-первых, у черной легковушки (такая окраска считалась тогда самой престижной: именно на черных авто ездила советская партийная элита и «номенклатура») был салон небесно-голубого цвета, – намек на небо, покорившееся герою-космонавту. А во-вторых, горьковчане по максимуму украсили гагаринскую «Волгу» хромированными накладками – так же, как машины, предназначенные на экспорт.

Регистрационный номер в Автоинспекции выдали хоть и не самый «красивый», но приметный – 78-78 МОД. Впрочем, Гагарину с его популярностью такие мелочи были не важны.

Космонавт №1 оказался очень аккуратным водителем, правила старался соблюдать скрупулезно… Правда, однажды угодил в дорожно-транспортное происшествие. Причем по собственной вине. – Спеша присутствовать на каком-то очередном «протокольном» мероприятии Гагарин рискнул проскочить перекресток на уже загоревшийся красный свет и врезался в потрепанную «Победу». У старичка-водителя, управлявшего ей, и постового инспектора, поспешившего к месту аварии, буквально глаза на лоб полезли от удивления, когда они увидели, кто находится за рулем «Волги»-нарушителя. Хозяин «Победы» расплылся в улыбке, милиционер почтительно козырнул… Узнав, что Гагарин опаздывает на какое-то важное мероприятие, инспектор разрешил ему уехать с места происшествия и даже тормознул ради этого попутку. Вернувшись через некоторое время на место ДТП, космонавт с удивлением обнаружил, что сотрудники автоинспекции – из желания спасти репутацию всенародного любимца, – пытаются в протоколе выставить виновником аварии водителя «Победы». Юрий Алексеевич поступил честно, взяв на себя всю ответственность за произошедшее и впоследствии оплатил ремонт поврежденной по его вине легковушки.

Юрию Гагарину суждено было поездить за рулем своей «эксклюзивной» «Волги» меньше семи лет. Через три года после трагической гибели первого космонавта, его вдова передала «двадцать первую» в мемориальный дом-музей первого космонавта в городе Гагарин. Для хранения этого раритета там построили отдельный стеклянный павильон.

Кроме «Волги» в гараже у космонавта стояла и вторая машина. Существование данного «мотора» тогда не афишировалось. – Еще бы: ведь это была западная иномарка, да еще спортивная!

В 1965-м состоялась очередная триумфальная поездка первого космонавта за границу – на сей раз во Францию. В гагаринской программе было посещение авиационно-промышленного концерна Matra, который занимался аэрокосмической техникой, а кроме того выпускал небольшие партии автомобилей. Во время экскурсии по предприятию Юрию Алексеевичу показали последнюю разработку местных конструкторов – двухместный спорт-кар Matra-Bonnet Jet 5 со стеклопластиковым кузовом. Гагарину эта «игрушка» очень понравилась, и «фирмачи» решили соответствующим образом отреагировать. – Вскоре после возвращения в Москву космонавта пригласили в посольство Франции, где его уже ждал подарок: во дворе стояла новенькая Matra голубого цвета.

Впрочем, как утверждают «знатоки предмета», прокатился Гагарин на своей «иностранке» всего несколько раз. – По советским дорогам образца 1960-х трудно было гонять на спортивном купе, легко закручивающем стрелку спидометра к отметке 160 км/час. А кроме того (и это, наверняка, главное) в «верхах» были не слишком довольны французским презентом. «Серый кардинал» КПСС товарищ Суслов, якобы, даже посоветовал Гагарину: «Будь поосмотрительней с подарками из капиталистических стран!» Так что Matra большую часть времени простаивала за воротами гаража в Звездном Городке.

Она оставалась там долгие годы и после гибели космонавта №1 Лишь в начале 1990-х уникальную машину приобрел литовский любитель автостарины и вывез ее в Прибалтику. С той поры бесценная Matra хранится в частной коллекции, где гагаринский раритет приходится тщательно охранять. За последние годы уникальную иномарку уже несколько раз пытались выкрасть.



Партнеры