Россия возрождает в Арктике аэродром, предназначенный Сталиным для бомбардировок США

Учения ВДВ на острове Котельный в Северном Ледовитом океане глазами очевидца

15 марта 2014 в 17:04, просмотров: 6588

Впервые в своей истории воздушно-десантные войска России провели массовые учения в Арктике. В ночь с четверга на пятницу по Москве на острове Котельный в Северном Ледовитом океане высадились 350 бойцов ивановской 98-й воздушно-десантной дивизии. Непосредственно на месте маневрами руководил первый заместитель министра обороны Аркадий Бахин, главком ВДВ Владимир Шаманов и главком ВВС Виктор Бондарев. Корреспондент «МК» наблюдал непосредственно на арктических просторах, как все это было. 

Россия возрождает в Арктике аэродром, предназначенный Сталиным для бомбардировок США

Подготовка к высадке началась 13 марта. В этот день первые военно-транспортные самолеты с ивановскими десантниками на борту прибыли на аэродром города Тикси в Северной Якутии. Здесь они оборудовали полевой лагерь на 300 человек. Уже сама переброска в высокие широты такого контингента или если точнее — практическое десантирование посадочным способом — проводилась впервые.

Чтобы бойцы не замерзли, их одели в специальный комплект одежды, выдерживающий тепло до температуры в -40 градусов. Первый слой состоит из влагоотводящего и огнестойкого термобелья, затем идет флисовая одежда, ветро-водозащитный, утепленный-ветрозащитный и полевой слои. Шлем и берцы тоже «полярные». На деле десантник выглядит в такой одежде достаточно громоздко даже без разгрузки и оружия, но, как утверждают специалисты и сами бойцы, костюм не сковывает движений, не мешает при десантировании из техники и достаточно удобен.

Кроме одежды, «голубые береты» начали согревать изнутри усиленным питанием. В рацион ввели бутерброды с салом и колбасой, фруктовый компот, шоколад, карамель. В Тикси развернули высокопроходимую автокухню, а командам бойцов, которые выполняют задачи на удалении от лагеря, выдали компактные кухонные наборы, на которых также можно разогревать пищу.

Из Тикси десантники на военно-транспортных ИЛ-76 были переброшены на остров Котельный (из группы Новосибирских островов).

Новосибирские острова находятся в Северном Ледовитом океане между Морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Снег здесь лежит 9 месяцев в году. Средняя температура зимы - -30 градусов. Летом столбик термометра редко поднимается выше 3-5 градусов. Кроме белых медведей, на острове Котельный живут метеорологи на полярной станции и военные на аэродроме «Темп». Он, как и аэродром «Тикси», который находится в 2,5 часах лета, был в советское время так называемым «аэродромом подскока». В самом начале Холодной войны, при Сталине, когда межконтинентальных ракет и сверхдальних бомбардировщиков еще не было, сюда на дозаправку по самому «жесткому» ответному плану на агрессию должны были прилетать самолеты с атомными бомбами на борту, и уже отсюда через Северный полюс лететь в Америку. В 1993 году «Темп» был заброшен и только в 2013 году впервые за 20 лет на нем приземлился первый самолет и началась реконструкция аэродрома.

Большие самолеты «Темп» по-прежнему не может принимать. Военные обещают, что в скором времени исправят ситуацию. Тем более что президент назвал аэродром на Котельном «очень важной точкой в Северном Ледовитом океане, новым этапом освоения Северного морского пути». Уже построена казарма на 50 человек.

- Мы здесь со всей страны, все контрактники, срочников нет, - рассказывает рядовой ВВС, служащий на «Темпе», - Вахтовым методом служим, по полгода. Мы прилетели сюда в ноябре, все добровольно. Служба нормальная, мне нравится.

Рядовой пьет чай и смотрит в окно, за которым метет снег. В это время не понятно, где земля и где небо — все сливается в сплошное белое пространство. Кое-где из него торчат антенны спутниковой связи. Она, кстати, единственный здесь способ связаться с большой землей. По спутниковому же телефону раз в неделю служащие на «Темпе» звонят домой. В Минобороны утверждают, что это новейшие станции спутниковой связи, скорость передачи данных которой в 200 раз быстрее, а мощность в 8 раз больше, чем у предшествующих им систем. Через них, а точнее, через автоматизированную систему управления «Андромеда-Д» прибывшие на Котельный первый замминистра обороны и главкомы собираются управлять учениями...

Метель утихла, открылось «окно» - наступило кратковременное затишье: снег и ветер резко прекращаются, небо из молочно-белого становится ярко голубым. Вовремя: еще бы чуть-чуть и десантирование не состоялось бы.

- Решение было принято в последнюю минуту, - рассказал позже главком ВВС Виктор Бондарев.

Сначала вдалеке начинает нарастать гул турбин, а затем из-за горизонта появляются два Ил-76. На земле начинают рваться взрывпакеты, бойцы в маскхалатах занимают огневые точки. По легенде учений они - противник, захвативший аэродром. Десантники же должны отвоевать его. Первые из них на высоте 1200 метров покидают самолеты и открывают парашюты. С земли видно, что несколько десятков «куполов» разительно отличаются как от привычных круглых десантных «Д-6», так и от спортивных «крыльев», хотя больше похожи на последние. Как объясняют сами десантники, парашюты «Арбалет-2» по характеристикам намного лучше и тех и других.

- Обычное крыло, скажем так, может в горизонтальной плоскости пролететь до 15 километров, «Арбалет» - до 35. Их даже сравнивать нельзя. Это все равно что трактор и «BMW» - у обоих двигатель внутреннего сгорания, но во всем остальном «BMW» лучше, - объясняет тонкости представитель пресс-службы ВДВ Евгений Мешков.

Чтобы овладеть «Арбалетом», нужна серьезная подготовка. Прыжки отрабатываются на земле на специальных тренажерах, а затем практически — в воздухе. Да и сам боец должен иметь за плечами много прыжков. Поэтому с «Арбалетами» прыгают опытные контрактники, срочник за год службы вряд ли успеет им овладеть и используют неприхотливые «классические» «Д-6», которым кстати, на смену приходят более современные «Д-10».

Тем временем на подмогу к передовой группе высадившихся десантников летят еще два самолета, которые сбрасывают еще несколько десятков парашютистов. Автоматный треск усиливается, в бой вступает подкрепление «врагов» на снегоходах. Но им это вряд ли поможет: еще два Ил-76 сбрасывают в зону боя военную технику: боевые машины десанта и санитарный автомобиль. Бой заканчивается в считанные минуты победой десантников.

- Вы можете гордиться нашими десантниками, которые в любых условиях решают поставленные задачи. При таких плохих погодных условиях никто в мире, кроме нас, с парашютом не прыгает. Здесь мы, к счастью, сохраняем лидирующие позиции в мире, - заявил по итогам учений главнокомандующий ВДВ Владимир Шаманов.

Главная часть маневров позади, «голубые береты» расходятся по теплым палаткам. Трое бойцов прибивают к указательному столбу напротив казармы таблички с расстояниями до Костромы и Иванова. Через пару часов они разложат экипировку по вещмешкам и через Тикси полетят домой.

- В дальнейшем проверку боевого применения в условиях Арктики пройдут и другие подразделения армии России. ВДВ в этом плане первопроходцы на пути возвращения Русской Арктики, - рассказал «МК» первый заместитель министра обороны РФ Аркадий Бахин, оставшийся довольным учениями.

- В последние годы Арктика - это регион, где все страны, имеющие туда выход, усиливают свою военную активность. Это связано с предстоящими разделами арктического шельфа, где огромные запасы углеводорода и с глобальным потеплением, из-за которого установится круглогодичная навигация. На фоне учений других стран, Россия здесь не может оставаться безучастной, - считает главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко, - Конечно, учения — это и демонстрация силы. Для того чтобы наши дипломаты могли уверенно вести переговоры о будущем Арктики, за их спиной должны быть надежные армия и флот. Без этого все переговоры бесполезны.

Проведя эти учения, Россия всем показала, что в случае форс-мажорных обстоятельств, мы сможем применить силу для защиты своих интересов. Десантники в Арктике продемонстрировали всем высочайшую боеготовность. Объединенное стратегическое командование займется управлением и эффективным применением всего военного потенциала России в арктическом регионе. Сегодня Арктика — это один из важных приоритетов Минобороны. Это как раз тот случай, когда военный потенциал обеспечивает экономические результаты и здесь оправданы любые вложения.

P.S. За несколько минут до высадки десанта над Котельным, грохоча винтами, в сторону материка пролетела пара стратегических бомбардировщика Ту-95. Тем самым доказывая, что Арктика по-прежнему русская.

Смотрите видео «А наши подводники купаются в Арктике. И крещенские морозы нипочем...»

01:59



Партнеры