Трасса «М-10» к катастрофам готова

Заместители руководителей МЧС и центра «Медицина катастроф» проверили работу экстренных служб дороги Москва — Санкт-Петербург

Главный военный эксперт МЧС России Эдуард Чижиков и заместитель руководителя Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава РФ Михаил Быстров проверили готовность экстренных служб вдоль трассы М10 Москва - Санкт-Петербург. Для этого во вторник они облетели всю медицинскую и спасательную инфраструктуру автодороги. Оказалось, что в больницах отдаленных поселков есть лазерные скальпели, а больных доставляют туда круглосуточно дежурящая санитарная авиация МЧС.

Заместители руководителей МЧС и центра «Медицина катастроф» проверили работу экстренных служб дороги Москва — Санкт-Петербург

Во вторник днем сонное спокойствие московского Института скорой помощи имени Склифосовского потревожил шум вертолетных винтов. Студенты-медики и несколько больных тут же стали фотографировать приземляющуюся машину с логотипом МЧС России и Центроспаса на боках. Особо рьяные перелезали через ограду посадочной площадки и позировали, облокотившись на винтокрылую машину.

- Второй вертолет за год, - лениво растягивая слова произносит немолодой охранник, уже сделавший его фото на смартфон. - И что он на эту площадку сел? Тут же неудобно.

Вообще на территории «Склифа» действительно две оборудованные площадки. Но в последнее время вертолеты садятся на новую, для которой еще даже не доделан диспетчерский пункт. На первую сажать вертолеты не дозволяют... местные жители. Они год назад пожаловались на шум мэру. Тот площадку приказал перенести. Место на территории больничного комплекса нашлось между зданием с дорогущей операционной с гамма-скальпелем и церковью. Когда сюда садится вертолет, кажется, что оба здания просто сдует.

Несмотря на то, что институт имени Склифосовского - один из главных оплотов скорой медпомощи в стране, пострадавших вертолетами сюда доставляют не так уже часто: в прошлом году - 16 раз, в этом - лишь 1. При этом на «всякий пожарный» здесь существует чуть ли не самое большое и высокотехнологичное реанимационное отделение в стране.

Поэтому проверяющие от МЧС и Минздрава, которые улетали на вызвавшем ажиотаж вертолете, за «Склиф» спокойны. Гораздо больше их интересовали провинциальные больницы и столь же провинциальные вертолетные площадки.

- Трасса М10 очень важная, количество ДТП достаточно большое. Цель сегодняшней поездки - пролететь над трассой и посмотреть готовность вертолетных площадок и больниц к приему пострадавших. , - рассказал до посадки в вертолет главный военный эксперт МЧС России Эдуард Чижиков.

Ревизия и тех и других проводилась в рамках проверки реализации федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения. Функции по ее выполнению были возложены в том числе на МЧС и Минздрав. По этой программе вдоль всех федеральных автодорог должны быть построены вертолетные площадки, все больницы на местах предстоит оборудовать по последнему слову техники. И на трассе, и в больницах должны постоянно дежурить высокопрофессиональные врачи и спасатели. Это если вкратце. А если в цифрах, то к 2020 году силовики мечтают снизить смертность от ДТП на 8 тысяч человек в год. Это почти на треть. Только на начальном этапе на программу выделили более 30 миллиардов рублей.

Но, по словам специалистов, «это не так уж и много», поскольку одна только оборудованная вертолетная площадка стоит около 3,5 миллионов рублей и располагаться она должна как можно ближе к больнице. В подмосковном Клину, первом пункте в маршруте делегации МЧС и Медицины катастроф, площадка находится прямо на территории центральной районной больницы. Внутри лечебницы все точно также, как и в Склифе - такое же современное оборудование и палаты реанимации.

Почти аналогичная картина и в Тверской областной больнице. Но осмотр спасательной инфраструктуры здесь начали с аэродрома Змеево, где дежурят аэромобильные эмчеэсовцы и врачи. В качестве рабочей лошадки - вертолет Ка-32 оснащенный медицинским модулем.

- Здесь внутри такое же оборудование, как в обычной карете скорой помощи, - показывает внутренности вертолета врач тверского центра медицины катастроф. - Набор для реанимации, лекарства, носилки. Все точно такое же.

Вдоль трассы дежурят вертолеты двух типов - отечественный Ка-32 и иностранный Бк-117. Врачи предпочитают второй.

- В «Камове» не развернуться, - сетует врач новгородского центра медицины катастроф. - Приходится работать в полусогнутом состоянии. А летаешь иногда за двести километров.

Тем не менее, выбирать врачам не приходится - на вооружении такого центра стоит, как правило, лишь один вертолет. Зато при нем круглосуточно экипаж летчиков, техники и бригада врачей. Главный военный эксперт МЧС Эдуард Чижиков считает, что этого вполне достаточно, так как винтокрылая машина применяется в исключительных и не терпящих отлагательства случаях. В остальных в «золотой час» - то есть оптимальное для доставки пострадавшего в больницу время - привезти его туда можно и на авто. Однако, у вертолета, особенно небольшого БК-117 есть несколько преимуществ: быстрота, больший радиус действий и применяться он может не только для эвакуации пострадавших в ДТП, но и из отдаленных сел.

В советские годы на просторах огромной страны для этого существовала санитарная авиация. Ее «кукурузники» и вертолеты возили из сел в райцентры больных и «тяжелых» рожениц. Причем, вопрос «везти или нет» решался сельским фельдшером или каким-нибудь главой сельсовета. После развала СССР, санитарная авиация практически умерла. В центральных регионах она начала возрождаться буквально пару лет назад. Для примера в тверской зоне ответственности дежурный вертолет сделал за прошлый год 350 вылетов на оказание помощи. Из них - 90 санитарные рейсы.

- Для многих субъектов санитарная авиация вообще жизненно необходима, например, для Якутии и Хабаровский края. Там региональное правительство разыгрывает тендер между частными фирмами. Они и занимаются санрейсами, - рассказывает замначальника Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Михаил Быстров.

Вертолеты - вертолетами, но сильнее всего стереотипы о провинциальных больницах ломает появляющаяся в них техника, которой нет и в иных городских больницах. В селе Дивное Новгородской области есть аппарат компьютерной томографии и МРТ. В городе Тосно Ленинградской области - операционная с лазерным скальпелем. И если бы не эта федеральная программа, они может, и никогда бы здесь не появились. А теперь здесь современная реанимация, в которой работают высококлассные врачи-профессионалы.

- А вы думаете, что если провинция, то и хороших врачей нет? - улыбается начальник новгородского Центра Медицины катастроф. - У нас здесь (в Дивном - Авт.) отличные местные специалисты работают.

Но на все села, пусть и с современными больницами врачей не хватит. В единственной на пути инспекции больнице, где реанимационный блок еще не достроен - в Валдайской ЦРБ - врачи будут работать вахтенным методом.

- Мы, конечно будем своих специалистов готовить, я сама в этом году отправила нескольких человек поступать в медицинские институты, но как корпус достроится, будут вахтенным методом работать приезжие медики, - рассказывает главврач Валдайской ЦРБ.

Осмотрев шесть вертолетных площадок и больниц от Москвы до Санкт-Петербурга проверяющие сели на конечном пункте, где поделились впечатлениями с журналистами.

- Увиденным мы остались удовлетворены, все объекты оснащены всем необходимым, в больницах есть необходимое оборудование. Сотрудники МЧС и врачи работают слаженно и выполняют все возложенные на них задачи. Далее будет только совершенствовать существующую систему, возможно вводить новую технику, оснащать новые площадки, подвел итог поездки генерал Чижиков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру