О событиях того вечера напоминает в своей книге священник Александр Мень: «Ночь над Иерусалимом. Город спит. В сионской горнице зажжены светильники. В печальном молчании сидят Двенадцать. "Один из вас предаст Меня". Шепот, испуганные возгласы: "Не я ли?" Стремительно встает Иуда и ускользает в ночную тьму. Не спят и члены Синедриона. Архиереи отдают тайный приказ воинам... Господь говорит о страданиях, которые ждут Его. Петр с горячностью обещает идти с Ним на смерть. Он не подозревает, как она близка. "Да не смущается сердце ваше... — говорит Учитель. — Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас".
Тихо напевая пасхальный псалом, один за другим покидают дом; при бледном свете луны выходят за ворота и углубляются в масличный сад Гефсимании. Там царит мрак. Каждый звук отдается в тишине. Апостолы расположились на ночлег. Только трое следуют за Иисусом, но и у них глаза слипаются, слабость парализует тело. Сквозь забытье они слышат Его голос: "Авва, Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, но не чего Я хочу, а чего Ты..."
Между тем стража уже пересекает по тропинке овраг. Впереди — Иуда. "Кого я поцелую, Того и берите". Воины идут между деревьями. Фонари и факелы мелькают среди стволов сада...
"Симон! ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час!..."
Кончено. Они уже здесь. Отблески огня на злых, возбужденных лицах. Иуда бросается к Иисусу и целует Его.
— Здравствуй, Равви!
— Друг, вот для чего ты пришел!..
Их окружают.
— Кого ищете?
— Иисуса Назарянина.
— Это Я.
Они смущены, испуганы, однако через мгновение уже приходят в себя и стягивают веревками Его руки. Петр бросается вперед с мечом. Но Учитель не хочет кровопролития. "Теперь ваше время и власть тьмы", - говорит Он страже. Растерянные ученики в ужасе разбегаются...
А потом настает эта страшная ночь: отречение Петра, допрос у архиерея, издевательства челяди, лживые показания, вопль Кайафы: "Ты ли Мессия, Сын Благословенного?" — и в напряженной тишине ответ: "Я!..." Утро. Христос перед Пилатом, сонным, брезгливым, недовольным. Какое дело прокуратору до религиозных споров? Назло архиереям он готов отпустить Узника, Который кажется ему безобидным мечтателем. "Я пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине", — слышит Пилат и усмехается: "Что есть истина?" Он не верит в нее. Он верит только в силу золота и легионов. Сохранить благоволение кесаря ему дороже всех истин на свете. Говорят, что этот Назарянин бунтовщик, выдающий Себя за Царя Иудейского? Это уже опасней споров об истине; рисковать нельзя. И Пилат умывает руки.»
Эти события происходили в пятницу утром. Члены Синедриона спешили казнить бунтовщика, поскольку важно было совершитm пасхальную трапезу. Приближалась суббота – день покоя.
Христа подвергают бичеванию – последняя попытка Пилата как-то смягчить сердца священников. Воины выводят Его, едва живого, истекающего кровью после бичевания в красном рваном хитоне и с терновым венком на голове. Но они по прежнему настаивают на казни. Вспоминая эти трагические события, поздно вечером (или ночью) в храмах совершается утреня, и священники, стоя перед плащаницей, читают погребальные стихиры. В конце утрени процессия, символизируя погребение Господа, несет плащаницу вокруг храма. Этот момент запечатлен в известном стихотворении Бориса Пастернака "На Страстной":
«…И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасом объят,
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица —
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с Плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться...”
Пятница и суббота Страстной недели – самые трагические и скорбные дни. Однако, не следует забывать, что приближается Пасха и воскресение Христово. Истомленные постом верующие накануне Великого Четверга стремятся убрать свои дома и квартиры, чтобы в эти дни не рассеиваться, а в сосредоточении вновь и вновь пережить вместе со Христом эти страшные дни.
Заканчивается Великий пост. Пора подвести итоги – оглянуться на пройденный путь. И прежде всего понять, сумели ли мы освободиться от наиболее тяжелых грехов? В этом помогает молитва святого Ефрема Сирина, которую каждый христианин читает дважды в день в течение Великого поста. Сумели ли мы преодолеть дух праздности? Победили ли мы смертный грех уныния? Многие не задумываются – в чем состоит грех любоначалия? Оказывается, это стремление поучать, командовать ближними. А грех празднословия – по простому, болтовня, когда мы убиваем бесценное время? И в то же время святой Ефрем Сирин напоминает – сумели ли мы стяжать за время Великого поста такие добродетели, как целомудрие и смиренномудрие?
Целомудрие – хранение плотской чистоты. Смиренномудрие – умение видеть себя таким, каков ты есть на самом деле. Редкая добродетель! Святой говорит нам о необходимости терпения – основной добродетели христианина! И, конечно же, о важности любви. Прежде всего о любви к ближним. Самой трудной задаче, которая стоит перед каждым. Святой напоминает об очищении внутреннего зрения. Только в этом случае человек может увидеть свои грехи. И принести их на исповедь. И последнее, о чем напоминает святой Ефрем Сирин – о неосуждении ближнего. Быть может, самая трудная добродетель. Необходимо помнить, что в Страстную субботу утром совершается литургия святого Иоанна Златоуста. Перед литургией можно придти на исповедь и облегчить душу. Снять с нее тяжесть неисповеданных грехов, чтобы с чистой душой встретить Светлый праздник Христова воскресения!