Спасти стрижа

Школа выхаживания

Каждое лето люди в разных городах подбирают птенцов стрижей. Они пытаются их спасти, но через неделю птица умирает. Однако опыт спасателей из Германии и России показал, что вырастить стрижа по силам каждому!

Школа выхаживания

Черные стрижи не похожи на других пернатых, хотя их и путают с ласточками. Стрижи — самые быстрые наши птицы, они могут развивать скорость до 120–180 км/ч. В отличие от ласточек стрижи не умеют петь, сидеть на проводах и порхать низко над землей.

Стрижи всегда летают высоко и быстро, со звонким звуком «Вззиии-взиии!». Гнездятся они не ниже второго этажа, на чердаках, крышах и даже в скворечниках. У птенцов ласточек рты желтые, а у птенцов стрижей — темные.

Ручных певчих птиц нельзя выпускать на волю — они погибнут, а стрижей — можно и нужно. Родители не учат их охотиться и летать — стрижата сами сразу же начинают ловить мух и вместе с другими стрижами в начале августа улетают в Африку. Из Лондона до Северной Африки стрижи долетают за пять дней!

Фотоуроки по выхаживанию этих умных и необычных птиц можно изучить на сайте «Подарите птице небо!» (http://www.spastistrizha.ru/). Мне тоже пришлось спасать стрижей, и я расскажу об одном таком случае подробнее.

Однажды в июне я гуляла со своим котом вдоль стадиона, как вдруг к нам подошли женщины из соседнего дома — они сказали, что там вывалился птенец с крыши, и попросили на него посмотреть. Я надеялась, что это слеток синицы или дрозда — я посажу малыша на дерево, где родители будут его докармливать, и уйду. Но это оказался стрижонок 15 дней от роду — крохотный, дрожащий, с голой шеей и мутными глазами.

Вокруг собрался целый консилиум. Люди ошибочно предполагали, что родители схватят птенца лапками и отнесут в гнездо и что если до него дотронуться, то птенец будет пахнут человеком — и родители его не примут. На самом деле птенцов можно трогать, хорошо вымыв руки, т.к. наши бактерии опасны для пернатых.

Я забрала стрижонка домой, хотя коту это не понравилось. Моя семья совсем не обрадовалась новым хлопотам, и только племянник Сашка прыгал от восторга: это же целое приключение — воспитание птенца.

Некоторые ветеринары советуют выкармливать стрижат мясом и творогом, но практика людей из центров спасения и кольцевания птиц показала, что через неделю после вылета такие выкормыши почти всегда теряют маховые перья из крыльев. Они не могут летать и погибают. Человек этого не видит — ведь птица уже на свободе — и думает, что сделал доброе дело. Еще опаснее хлеб, кошачьи консервы, морковь и яйцо.

Но где я возьму стрижонку насекомых сию же минуту, чтобы он не умер с голоду? Пришлось в первый вечер накормить его мясом и творогом, предварительно напоив теплой водой с глюкозой, чтобы снять стресс. Говядину я натерла на мелкой терке и ошпарила кипятком, а творог (0% жирности) подержала две минуты в кипятке. Шарики этой смеси я затолкала стрижонку в рот, насильно открыв клюв своим ногтем.

Ночь прошла тревожно — пернатый малыш даже во сне верещал у меня над ухом. Ночью птенец отдыхает 6–8 часов, а днем его надо кормить каждые 2 часа.

На другой день стрижонок сам начал открывать рот и хватать еду с пальца! Теперь было ясно, что умирать стрижонок не собирается, и я решила назвать его Стич — в честь большеротого инопланетянина из мультфильма «Лило и Стич». Я заказала тысячу крупных (больше 1 см) домовых и банановых сверчков в московской фирме, но быстро не смогла их забрать, поскольку ехать до Москвы несколько часов, а ведь кто-то должен кормить стрижонка, пока меня не будет дома.

Пришлось первое время самой ловить кобылок за домом — это насекомые вроде кузнечиков, но с более короткими усами. Я люблю насекомых, давно их изучаю, и мне было жаль на них «охотиться». Стрижонку необходимо около семидесяти сверчков или кобылок в день, то есть по восемь–десять штук каждые два часа. Насекомых промораживают, очищают от острых лапок, яйцекладов, крыльев, размачивают и скармливают мягкие брюшки. Сверчки почти ничем не пахнут и напоминают креветок — кстати, в Камбодже туристы едят жареных сверчков.

И вот потянулись дни — рано утром я вскакивала по будильнику и, как зомби, шла кормить стрижонка, а затем работала на дому, отменив все встречи. К слову, некоторые спасатели берут стрижат с собой в офис и кормят там.

Я посадила стрижонка в большую коробку, обклеив ее мягкой тканью, чтобы он не повредил перья. Если Стич пачкал хвост в помете, я тут же протирала его ваткой, смоченной в воде. Но такое было редко, поскольку я постоянно меняла бумажные полотенца у него в коробке.

Уже через неделю лысоватый птенец превратился в очаровательного пушистика с осмысленным взглядом, а крылья у него росли буквально на глазах!

В 28 дней Стич научился вылезать из коробки. Теперь пришлось закрывать коробку пенопластом.

Однажды к нам зашла знакомая, она увидела стрижика, но не сообразила, что это он верещит:

— Чем вы его кормите?

— Сверчками!

— Так это сверчки сверчат? А я сначала не поняла, что это.

— Сверчки лежат в морозильнике, а сверчит наш птенец!

За две недели до вылета Стич начал буянить — это был предполетный подростковый бунт. Он постоянно пытался вылезти из коробки, орал, отжимался на крыльях, словно человек на руках.

Когда ему исполнилось 39 дней, малыш вдруг спланировал с дивана на пол, как самолетик. Я испугалась и закрыла его в коробке, а раньше он часто сидел со мной рядом на диване и следил за мошкарой на потолке.

Стрижи вылетают в 42–45 дней, когда крылья становятся длиннее хвоста на 3,5 см, а под крыльями и хвостом сходят все трубочки, которые закрывали растущие перья.

В 44 дня Стич стал совсем беспокойным — он выплевывал еду и бежал по дивану, словно самолет по взлетной полосе.

Как и положено, примерно за три дня до вылета у него пропал аппетит — он съедал всего по 2 сверчка каждые 4 часа. Стич сбрасывал вес с 50 граммов до 45, чтобы легко взмыть в небо.

Я постоянно закрывала его в коробке, потому что летать по комнате опасно — можно повредить маховые перья, и тогда — прощай, Африка. Новые перья отрастут лишь к следующему сезону, а держать птицу до мая в квартире не слишком весело.

В 44 дня Стич был готов улететь, но свинцовые тучи уже который день закрывали небо. Выпускать стрижонка можно только в солнечную погоду, иначе все усилия будут напрасны.

И вот ему 45 дней, а на небе наконец-то показалось солнце. Дрожащими руками достаю птенца и на прощание поглаживаю шейку — он, как всегда, закатывает глазки от удовольствия. Сажаю его в мягкую большую сумку-переноску, и мы вместе с мамой и племянником Сашкой идем на стадион.

Забираюсь на самую высокую трибуну, вытягиваю руку со стрижом, пытаюсь сделать прощальное фото, но не успеваю — птенец резко взмывает вверх, как ракета!

Минута — и он уже под облаками! Мы ходим за ним кругами. Вскоре птенец видит других стрижей возле дома, где вывалился из гнезда. Стич летит туда, и они все вместе исчезают над домом, очень, очень высоко.

Люди с бутылками пива смотрят на нас удивленно — они не понимают, зачем мы бродим по полю и тычем пальцами в небо?

Мы все переживаем огромное эмоциональное потрясение — хочется лететь за Стичем и смотреть, как он там — наловил ли мух, подружился ли со своими братьями? Мы скрываем слезы радости и печали, но дрожащие голоса всех выдают.

Счастливой дороги в Африку, наш малыш, мы будем ждать тебя через год!

Уважаемые читатели!

Свои вопросы и предложения направляйте на lebedevav@mk.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру