ЕГЭ для четвероклассников

Минобрнауки занялось конкретным наполнением президентской инициативы по созданию «Нашей новой школы».

22 декабря 2008 в 19:12, просмотров: 1969

Если все предлагаемые новшества реализуются, школу и в самом деле будет не узнать

 

Последней корректировкой реформы среднего образования российская школа обязана президенту страны Дмитрию Медведеву. 5 ноября в своем послании Федеральному Собранию он выступил с критикой нынешней школы и заявил о необходимости скорейшего создания новой. Очередную национальную образовательную стратегию глава государства так и назвал: «Наша новая школа». В качестве основных направлений (они же задачи) реформирования Медведев выделил пять – покончить с «ветхостью школы»; перейти на новые образовательные стандарты; поднять роль учителя; развернуть работу с одаренными детьми; перейти на здоровьесберегающие и индивидуальные методики работы с детьми. Развернуть их в конкретные программы действий президент поручил Минобрнауки. О первых конкретных предложениях сообщил представителям регионов директор департамента госполитики в сфере образования Игорь Реморенко.

 

Переход школы на новые образовательные стандарты должен свершиться не позже 30 марта 2009 года. Официальная цель – подготовить школьника к жизни в технологичном, конкурентном мире. Поэтому ребенка будут не столько накачивать избыточными знаниями, сколько учить ими пользоваться в жизни. То есть формировать компетенции. Отсюда – новые требования к школьным учебникам и технологиям обучения. Содержание образования будет обсуждаться с лучшими учителями страны – победителями конкурса нацпроекта «Образование». А примерные школьные программы – с академиками Российских академий наук и образования. Оценка знаний школьников также должна существенно измениться. Не исключено, что кроме выпускных ЕГЭ появятся не менее обязательные ЕГЭ после 4-го и 9-го классов.

 

Талантливых детей будут искать по всей России. Из общей школьной среды их будут выявлять при помощи самопрезентации (российских детей наконец-то начнут этому учить), а также по итогам различных конкурсов и олимпиад. Другой путь поиска – через крупные образовательно-творческие центры, базовые профильные школы и лагеря. Тех, кого найдут, уже не потеряют: в России создается Банк данных одаренных детей, который поможет не только подыскать таланту подходящее учебное заведение, но и отследить его дальнейшую судьбу и успехи. Формы работы с особо одаренными детьми будут самыми разными – от индивидуальных образовательных программ до обучения в специальных интернатах на базе самых передовых вузов и слетов одаренных детей.

 

Новая школа невозможна без нового учителя. И в этой части готовятся, возможно, самые радикальные перемены. Прежде всего, должен измениться сам школьный дух: власти считают необходимым создание кодекса профессиональной педагогической этики. Учителя обяжут уважительно относиться к детям и к родителям и покончить с ученическим бесправием. Профессиональное мастерство учителя также повысится: будет принят новый профстандарт, предполагающий регулярное повышение учительской квалификации. Существенно обновится педобразование. Во-первых, педагоги станут опытнее: принято решение об углублении педагогической практики (так называемая «педагогическая интернатура»). Во-вторых, их познания станут более разносторонними: учителя-бакалавра педагогического профиля предлагается доучивать в магистратуре по той или иной предметной специализации, и наоборот - бакалавра-предметника доучивать в магистратуре педагогической. Эту задачу позволит выполнить предполагаемое слияние педвузов с классическими университетами.

 

 Борьба с «ветхостью школы» приведет к ее принципиальному обновлению. В материальном плане новый порядок проектирования и строительства приведет к созданию современной инфраструктуры, включая медпункты, столовые, спортзалы, лаборатории, пресс-центры, медиацентры, актовые залы. К финансированию этих грандиозных планов помимо регионов власти собираются привлечь и частный бизнес (чем с ним будет расплачиваться школа, не уточняется). Одновременно развернется борьба с «ветхостью» духовной: формирование перечня школьных предметов предполагается доверить академикам.

 

Базовыми отличиями «Нашей новой школы» должны стать ставка на здоровье и индивидуальный подход к обучению каждого школьника. Начать обещают с разгрузки детей. Объем образовательных программ и часов, отведенных на изучение, должен понизиться, а доля проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы возрасти. Детям обещают индивидуальные образовательные программы, формирование портфолио и усиленное формирование стимулов для здорового образа жизни. Последнему придается особое значение: власти говорят о жестком индивидуальном контроле за питанием и здоровьем школьников и повсеместном введении карт здоровья.

 



Партнеры