В школу без вступительных экзаменов

Уже с будущего года школам могут запретить тестирование и конкурсные испытания при наборе детей.

Причем речь идет не только о первоклассниках, но и об учащихся старших классов. Соответствующие поправки к закону «Об образовании» в среду единодушно одобрила Московская городская дума. А вскоре их рассмотрит Государственная Дума.

В последние десятилетия в России сложилась традиция, сломать которую не смогли ни научно-техническая, ни сексуальная, ни социальная, ни информационная революции, прокатившиеся по стране: весной дошколята сдают вступительные экзамены в первый класс. Формально, правда, их как бы не существует. На практике же родители знают: школы, особенно хорошие, где соискателей больше, чем мест, ведут набор только через испытания и тестирование. Без специальной подготовки малышу их не сдать и в заветную школу не проникнуть. Это – серьезная заявка на будущие проблемы с поступлением в вуз. А потому родители, не жалея ни своих, ни детских сил, готовят малолетних абитуриентов к первым в их жизни вступительным экзаменам, стыдливо называемым «психологическими тестами» и «собеседованиями».

            Учеба начинается с шести- и даже пятилетнего возраста. Причем сплошь и рядом серьезная: по книжкам для первоклассников. Детям задают домашние задания, в том числе письменные, хотя эта гонка, по словам специалистов, имеет самые пагубные последствия. Причем для всех. Те, кто в ней участвуют, еще в раннем детстве надрываются физически и психологически, получая тем самым сильнейший психологический стресс. С остальными до момента поступления в школу все в порядке. Но выиграть конкурс без натаскивания практически невозможно. И малыш еще до начала учебы терпит поражение. Возможно, главное в своей жизни: ощутить себя человеком второго сорта – сильнейший стресс даже для взрослого.

            Покончить с ущербом здоровью детей, а заодно и восстановить конституционное равенство прав граждан на образование депутаты Госдумы предлагают с помощью поправок к закону «Об образовании», запрещающих «конкурсный отбор в государственные и муниципальные образовательные учреждения общего образования на ступенях дошкольного, начального общего и основного общего образования». Их московские коллеги, рассмотрев законопроект в первоочередном порядке, единодушно его одобрили, предложив от себя два дополнения.

            Во-первых, в Москве считают разумным сохранить «психолого-педагогическую диагностику и собеседования с ребенком», но проводить их не до, а после зачисления в школу. Это позволит решить сразу две задачи, отмечается в заключении столичных парламентариев: избежать стресса при распределении по школам и подобрать программу обучения, соответствующую уровню развития, способностям и состоянию здоровья ребенка. Во-вторых, Мосгордума предлагает распространить запрет на конкурсное поступление в младшие классы и на все остальные (исключение составят лишь гимназии и лицеи, куда конкурсный набор сохранится). Кроме того, подчеркнула зампред комиссии Мосгордумы по образованию Татьяна Потяева, придется ужесточить контроль за действиями школьных директоров. В Москве, признала она, конкурсный набор в школы запрещен и сейчас, однако «существующая практика полна случаями проведения испытаний и тестирования». Так что, если закон будет принят, заявила депутат, «придется пересмотреть меру ответственности школьной администрации».

            Готовящиеся поправки – серьезный удар по школам, считающимся элитарными. Если закон примут, их многолетней практике пополнения контингента за счет специально подготовленных детей придет конец. Демократичность образования, действительно, заметно повысится, хотя его средний уровень упадет. Непонятно только, как осуществить предлагаемые новшества на практике. Количество мест в популярных школах ограничено, а, значит, взять всех желающих они все равно не смогут. Таким образом, какой-то отбор все же придется проводить. Но его критерии в отличие от нынешних совершенно неясны.

            Закрепление школы за определенным микрорайоном отменено уже давно. Более того, последняя редакция закона обязывает директора принимать даже иногородних детей и официально зарегистрированных иностранцев. «Привилегии» для зачисления детей, чьи братья или сестры уже учатся в данном учебном заведении, также упразднены. Остается, по мнению Татьяны Потяевой – не только депутата, но и директора с многолетним стажем –  лишь один путь: школа должна брать всех подряд, пока есть места. То есть действовать по принципу «кто не успел, тот опоздал»: кончились места – кончился набор, отметила она «МК». Но этот подход не совершенен. Во-первых, все равно останется масса недовольных. А, во-вторых, доказать очередность подачи заявлений на зачисление ребенка практически невозможно. А это уменьшает прозрачность процедуры зачисления и открывает путь прямым злоупотреблениям.

            Впрочем, предрекает директор одной из популярных московских школ Юрий Завельский, «полного равенства все равно не будет, потому что оно невозможно». «Гимназия может комплектовать свои классы только по итогам собеседования, как это и записано в нашем уставе. И никакого нарушения равных прав здесь нет, поскольку все ребята сдают одинаковые экзамены. Наша задача – дать всем детям равные стартовые возможности. А это вовсе не синоним равенства. Все люди разные: один хочет и может учиться, а другой – нет. Главное – как ребенок сможет реализовать свой шанс», – заявил он «МК».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру