Учитель на пересидке

Зачем неурочное время преподавателю проводить в классах?

Образование, как и наука, имеет своих мучеников. У каждого народа — своих. Однако лишь в нашей стране эту роль отвели учительству в целом. Во всяком случае, по числу издевательств со стороны работодателя-государства с ремеслом педагога у нас не сравнится ни одно другое. Даже самое ненужное и экзотическое, вроде няни рыбок (есть, оказывается, и такое).

Зачем неурочное время преподавателю проводить в классах?

Люди сознательного возраста хорошо помнят: десятилетиями учительские зарплаты в СССР, а потом и в России оставались минимальными, а государство активно насаждало в обществе мысль, что работа педагога «за деньги» - не комильфо, а трудиться он обязан «за идею». Как будто учительские дети не просят есть так же, как чиновничьи, да и сам он питается не хлебом и картошкой, а фиалками и лунным светом.

Сейчас, наконец, зарплаты учителей повысили до достойного этой каторжной работы уровня. Но издевательства никуда не делись: просто они видоизменились и в каком-то смысле стали изощреннее.

Взять хотя бы пресловутый рост учительских заработков. Ослушаться президента, повелевшего поднять их до среднего по экономике региона, ни один губернатор в здравом уме и трезвой памяти, понятно, не смог. Но за счет чего на местах в основном выполняли поручение Владимира Путина? За счет резкого роста педнагрузки. А уж как там сеет разумное и доброе с вечным учитель, работающий на двух ставках вместо одной, дело десятое.

Впрочем, сказать, что работодатель в лице органов управления образования вкупе с директорами школ совсем уж не интересуется часами учительских ставок — значит сказать неправду. Именно тут обнаружился новый рычаг воздействия на педагога. А, точнее — новый повод для издевательства над ним.

Напомним: полная учительская ставка составляет 36 часов в неделю, включая 18 часов урочного времени и столько же внеурочного — подготовка к следующим урокам, проверка тетрадей и все прочее, связанное с учебным процессом. Урочное время, понятно, проводится в классах. А вот внеурочное, если все делать по уму, учитель должен проводить там, где удобнее. Например, в библиотеке за чтением научных новинок по его предмету. Или дома, если там есть все необходимое: зачем, в самом деле, тратить время на дорогу, если можно потратить его на дело? Главное ведь не отсидка положенных часов в присутственном месте, а качество подготовки к урокам, верно?

У умных директоров школ именно так все и было. У тех, кто попроще, педагоги толклись в учительских, но без особого фанатизма. И вот теперь в чью-то голову пришла гениальная мысль: зарплаты учителям повысили? Повысили! Так пусть отрабатывают по полной и сидят в школах весь положенный срок! В итоге в ряде школ директора взяли «посещаемость» учителей под контроль, вверенные им учебные заведения превратились в место обязательной пересидки, а «творческий подход» к педагогике ушел на второй план: не до творчества нынче, если учитель вместо того, чтобы шастать по библиотекам или таскаться с учениками по музеям, «стоит на тумбочке» в родимой школе!

Обо всем этом учителя решили написать в коллективном письме на имя главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова. В ведомстве, правда, говорят, что официально такое послание там пока не зарегистрировано. Однако проблема существует. А подступиться к ней проще всего через ч.6 ст.47 нового закона «Об образовании», оставляющей решение вопроса о конкретной педагогической нагрузке каждого учителя за трудовым договором, заключаемым между ним и школой. Похоже, настало время четко прописывать там, как именно должна организовываться внеклассная часть нагрузки. При этом так, чтобы в результате выиграли дети.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру