Почему в Великобритании почти пять миллионов взрослых не умеют читать и писать?

В школу с двух лет? Почему бы и нет!

20 апреля 2014 в 12:48, просмотров: 6064

Эксперты в Великобритании полагают, что детей из малообеспеченных семей нужно очень рано вовлекать в учебный процесс, чтобы они потом не отставали от своих более благополучных сверстников

Почему в Великобритании почти пять миллионов взрослых не умеют читать и писать?
фото: Кирилл Искольдский

Бесплатное школьное образование в Великобритании доступно каждому. И тем не менее, 16% взрослых практически не умеют читать и писать. Их уровень грамотности ниже, чем у 11-летнего ребенка. Это почти 5 миллионов человек!

Речь при этом не идет о больных или инвалидах, о людях с психическими и другими отклонениями от нормы. Нет, они вполне здоровы, и даже учились в школе, но вот грамотой не овладели. Откуда же они берутся в этой цивилизованной стране, справедливо считающейся одним из главных бастионов европейской культуры?

Первое объяснение – иммигранты. Понятно, что люди из бедных азиатских и африканских стран, хлынувшие в Западную Европу и, в частности, на Альбион, пробираются сюда не для того, чтобы впитывать культурные достижения англосаксов, а чтоб есть досыта. А поскольку британские власти стеснялись требовать от них овладения английским языком, арифметикой и другими необходимыми знаниями, то они себя этим и не утруждают. Соответственно и их дети с огромным трудом встраиваются в здешнюю систему образования.

Но британскую статистику портят не только малоимущие иммигранты. Бедных семей хватает и среди так называемого “коренного” населения. Одна директриса рассказывала, что дети, получающие в ее школе бесплатные обеды, как правило, успевают хуже, чем те, чьи родители имеют возможность эти обеды оплачивать. Объяснение простое – бесплатные обеды получают ученики из малообеспеченных семей.

Как тут не вспомнить слова известного в прошлом политика и министра правительства лейбористов, признавшегося с горечью: “В мире судят о Британии по ее достижениям в бизнесе, науке, литературе, по ее положению великой державы, занимащей кресло постоянного члена Совета Безопасности ООН. Но это впечатление обманчиво. На самом деле мы – маленькая страна с ограниченными ресурсами, с погрязшей в долгах экономикой и миллионами неграмотных взрослых”.

Одна из главных причин отставания школьников из депрессивных районов в том, что родители не умеют, а иногда и просто не дают себе труда подготовить ребенка к школе, дать ему навыки, без которых он не сможет усвоить образовательную программу. "По меньшей мере две трети детей из семей с низкими доходами поступают в школу, едва умея говорить или считать, - сообщает газета “Times”, - впоследствии они оказываются не в состоянии конкурировать с более обеспеченными и образованными сверстниками, а достигнув зрелого возраста, не способны претендовать на высокооплачиваемую работу”.

Озабоченное таким положением, британское Управления стандартов образования (Ofsted), пришло к выводу, что дети из бедных семей должны начинать обучение в государственных школах уже с двух лет, дабы в более старшем возрасте не уступать подготовкой детям обеспеченных родителей.

По словам главы Управления сэра Майкла Уилшоу, существующая в Британии система дошкольного образования нуждается в кардинальной реформе. "Связь между бедностью и отсутствием успеха в жизни не является неизбежной", - уверен сэр Уилшоу. Он убежден, что, у государства есть все возможности, чтобы дать детям из малообеспеченных семей все шансы занять достойное место в британском обществе. Для этого, считает он, в стране и существуют начальные школы с профессиональными педагогами, которые должны предложить двухлетним малюткам адекватный их юному возрасту курс подготовки. Речь не идет о раннем начале школьного курса обучения. Скорее о том, как работают с малышней воспитатели в младших группах детских садов.

Для поступления в эту “предначальную школу” двухлетка должен:

- уметь слушаться воспитателя;

- понимать команды “нет” или “нельзя”;

- воспринимать слово “стоп”, как предупреждение об опасности;

- быть приучен к горшку;

- узнавать свое имя;

- составлять простейшие предложения;

- уметь объяснить взрослым, чего он хочет;

- быть в состоянии надеть свою обувь и верхнюю одежду;

- рассматривать детские книжки.

На вопрос критиков, не лишают ли власти в этом случае малышей счастливого детства, сэр Уилшоу ответил: “Легенда о том, что в раннем возрасте дети должны только играть и давать волю своим эмоциям – придумана для отпрысков из обеспеченных семей. Дети из неблагополучных семей в зрелые годы платят за такой подход высокую цену. Общение с педагогами, развитие речи, сообразительности, внимания и концентрации – все это самым положительным образом скажется на воспитании таких детей и подготовит их к будущей учебе”.

Иными словами, государство хочет взять на себя ответственность за то, чтобы уровень образования всех граждан соответствовал высоким стандартам. Идея нашла понимание и одобрение общества.

Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон.



Партнеры