Реанимация сочинения обернется обманом

Литература давно превратилась в рассуждения о книгах, которые никто не читал

2 февраля 2014 в 18:00, просмотров: 5856

Как оказалось, решение восстановить в школе выпускные сочинения приветствуют далеко не все учителя-предметники. О том, почему этого нельзя сделать без потерь прямо сейчас, «МК» рассказала московский учитель высшей категории, автор шести педагогических книг и пособий по преподаванию литературы в школе Инна КЛЕНИЦКАЯ.

Реанимация сочинения обернется обманом
фото: Михаил Ковалев

— Я категорически против возвращения в школу сочинений в прежнем виде! А другими они не будут!

— А что было не так с отмененными впоследствии сочинениями?

— Они никогда не проходили без списывания. Исключение составляли разве что элитные школы в крупных городах, где учатся дети из интеллигентных семей, с раннего детства приобщенные к чтению. А много у нас интеллигентных детей?! В обычных же школах дети везде списывали, причем при полном попустительстве администрации. Да и как иначе, если дети не читают! Литература давно превратилась в предмет, где все рассуждают о книгах, которые никто не читал. Отсюда, кстати, и разрешение пользоваться на сочинении литературными произведениями. Формально — чтобы брать оттуда цитаты. А на деле дети списывают с предисловий, а экзаменаторы этого «не замечают». Ведь если провести сочинение честно, будет провал: его попросту не напишут. Власти сразу начнут давить на школы, директора — на учителей, чтобы те не ставили «двоек». Да списать можно и без прямых нарушений. Например, взять и заучить наизусть литературоведческий текст пособия по литературе. Не сомневайтесь: именно по этому пути и пойдут учителя!

— Почему вы все же думаете, что никто не сможет написать сочинение?

— Во-первых, потому что дети совсем ничего не читают, и не в последнюю очередь из-за совершенно непосильного списка чтения для 10–11-х классов. Его срочно надо сокращать, т.к. прочитать столько книг подросток не может физически! Однако сделать этот разумный шаг не дают филологи и учителя элитарных школ. И все остается как есть. Вторая проблема — сложные и неинтересные темы сочинений, которые также продавливает филологическое лобби. В-третьих, из-за формальных признаков, по которым у нас оценивают сочинения. Например, снижение оценки из-за речевых ошибок. А где вы видели подростка, который их не делает?

— Но у идеи возрождения сочинения немало сторонников!

— Это либо филологи, которые не видели ни одного живого подростка, кроме элитных детей. Либо учителя сильных школ, чьи ребята сочинение напишут, а что будет с подавляющим большинством других детей, им не важно. Между тем даже в Москве элитные школы резко отличаются от тех, что находятся в спальных районах.

— Так что же, вообще отказаться от сочинений?

— Нет, просто, прежде чем вводить их, надо перестроить систему преподавания литературы в школе и добиться, чтобы дети начали читать. Сделать это можно: методики и успешная практика в этом плане есть. Сами же сочинения надо писать по-настоящему — честно. Начинать надо с отказа от обязательного требования цитат в сочинениях, и как следствие — от права пользования текстом на экзаменах. Свое знакомство с произведением ребенок вполне может показать, описав нужный пассаж своими словами. Во-вторых, надо снять формальные требования к сочинению: снижение оценки из-за речевых ошибок и обязательное наличие в работе вступления и заключения. В-третьих, нужно изменить подход к темам сочинений. Они обязательно должны меняться каждый год и, чтобы избежать натаскивания, — ни в коем случае не сообщаться в школы заранее. Главное же, должен принципиально измениться характер тем: они должны носить не литературоведческий характер, а раскрывать личное отношение школьника к героям произведения и знание им текста.

Есть и другой вариант — предоставить школе выбор: проводить сочинение или экзамен по литературе по билетам. Думаю, пока писать сочинения могли бы сильные школы, а остальные могли бы ввести экзамены.



Партнеры