Женские половые клетки способны к восстановлению

Найдены стволовые клетки, которые могут производить яйцеклетки даже после рождения и, возможно, возобновлять их запас в течение всей жизни женщины.

Мужские половые клетки производятся в течение всей жизни мужчины. Считалось, что женщинам в этом смысле не так повезло: с середины XX века в биологии установилась точка зрения о фиксированном, невозобновляемом количестве яйцеклеток. Было установлено, что у млекопитающих новые женские половые клетки прекращают появляться к половинному сроку развития плода. Посчитали, что у новорождённых девочек в запасе есть около 400 тысяч яйцеклеток, которые начинают постепенно расходоваться с наступлением половой зрелости, по тысяче за менструальный цикл. Постепенно менструации истощают запас яйцеклеток, и наступает менопауза.

Но в 2004 году, исследователи из Массачусетской больницы (США) сообщили о странном факте: скорость расходования яйцеклеток у крыс была значительно выше, чем можно было ожидать, учитывая период, в течение которого животные способны к деторождению. Из этого следовал революционный вывод, что яйцеклетки у крыс каким-то образом восстанавливаются. Но тогда эти данные не убедили научное сообщество: скептики посчитали, что учёные переоценили скорость гибели женских половых клеток.

В 2009 году группа китайских исследователей обнаружила-таки у самок крыс половые стволовые клетки, из которых получались ооциты. Для подтверждения того, что эти половые клетки не отличаются от «обычных», учёные вводили в стволовые клетки ген зелёного флуоресцирующего белка, после чего эти клетки пересаживали стерилизованным самкам крыс. У таких животных, несмотря на изначальное бесплодие, появлялось потомство с зелёным белком в клетках, что подтверждало полную функциональность таких яйцеклеток.

Было неясным, есть ли подобные клетки у человека. И вот в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, тот же коллектив учёных из Массачусетской больницы сообщает, что ему удалось найти стволовые клетки для яйцеклеток и у человека.

Специалисты взяли образцы ткани яичников у шести молодых здоровых женщин 22–33 лет, которые ложились на операцию по смене пола. Клетки, названные стволовыми клетками оогониев, попадаются чрезвычайно редко, в количестве примерно 1 на 10 000 обычных клеток яичника. Однако эти клетки хорошо растут в культуре и при определённых условиях трансформируются в зрелые яйцеклетки, которые по внешним, биохимическим и генетическим признакам выглядят как обычные, заложенные от рождения. Исследователи снабжали стволовые клетки оогониев зелёным флуоресцирующим белком и вживляли их под кожу крысам. Спустя 1–2 недели у животных можно было наблюдать хотя и незрелую, но вполне сформировавшуюся ткань яичника, развившуюся из стволовых клеток. Все ооциты в таком яичнике несли с собой зелёный белок.

Источник: Компьюлента