Российскую гомеопатию выведут на мировой уровень

«Мы до сих пор не знаем, как работают такие препараты, но они работают», - признаются врачи

В России — 10 тысяч врачей-гомеопатов, однако значительная часть из них даже не имеет медицинского образования. В странах Европы такое назвали бы нонсенсом, хотя, к примеру, во Франции 70% медиков использует в своей практике гомеопатические методики. В Болгарии лечить пациентов «сахарными шариками» людям без диплома врача даже запретили законом.

«Мы до сих пор не знаем, как работают такие препараты, но они работают», - признаются врачи

Впрочем, и российская гомеопатия может подняться на мировой уровень — как стало известно «МК», у нас в стране собираются открывать первые интернациональные школы клинической гомеопатии для медиков, которые будут выдавать врачам сертификат международного образца. Такие школы есть уже в десятках стран мира.

Первая международная школа клинической гомеопатии, где будут преподавать французы, должна появиться в Москве. Переговоры на этот счет между французской и российской сторонами уже ведутся. Дипломированных врачей здесь наряду с лабораторными исследованиями применять специальные методы диагностики (которые сильно отличаются от классических), а также методам лечения, изобретенным еще 250 лет назад ученым по фамилии Ганеман. При этом по окончании курсов врачи должны отчетливо будут понимать, где гомеопатию применять не стоит, поскольку она будет совершенно бесполезной; где она может использоваться лишь как дополнительное средство, а где может быть основным способом лечения. «У нас традиционно развиты гомеопатические методики лечения пациентов. Чаще всего их практикуют детские врачи, такое лечение часто назначают беременным, аллергикам. Ведь оно совершенно безопасное. Что же касается эффективности, тот в этой области немало споров. Однако французский Минздрав проводил исследования, сравнивая группы пациентов, одних из которых лечили традиционными химическими препаратами, а других — гомеопатическими. Это были люди с мышечными заболеваниями, тревожными расстройствами и болезнями лор-органов. Во всех трех «номинациях» было доказано, что эффективность лечения химическими и натурапевтическими методами одинакова, безопасность же в группе гомеопатической терапии была гораздо выше. Поэтому наше правительство серьезно поддерживает это направление медицины, а азы гомеопатии у нас знает любой врач. Чаще всего ее используют в терапии острых респираторных болезней, гинекологических заболеваний, для снижения частоты побочных эффектов у онкологических больных, которые лечатся химиотерапией», - говорит эксперт в области гомеопатических методов лечения Валери Пуансо.

Пожалуй, нет сегодня другого такого метода, которому приписывались бы столь блестящие успехи и такие же громкие поражения, как гомеопатический. Кто-то искренне верит в лечение малыми дозами, кто-то считает это бредом. «Есть категории людей, которые относятся к гомеопатии скептически. Что ж – сегодня мы действительно не знаем механизма действия гомеопатических препаратов. Однако это не значит, что они не действуют», - говорит мадам Пуансо.

– Многие химические препараты имеют гомеопатические дозировки. Например, в реанимации больных используют гомеопатические дозы адреналина — и никто не говорит, что это неэффективно, - отмечает старший научный сотрудник ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации» Вероника Шишкова. - При этом до сих пор не знает, как действует этот препарат, а открыли его за 150 лет до получения доказательств его эффективности. А вот, например, механизм действия нитроглицерина был открыт лишь в 2002 году — а до этого в течение 150 лет никто даже не догадывался, как он работает. То же самое сегодня можно сказать про гомеопатические средства — мы не знаем, как они работают, но они работают.

Доктор Шишкова говорит, что сегодня мировоззрение в медицине меняется. Если раньше во главу угла ставилось достижение неких целевых показателей при лечении (например, «правильных» цифр артериального давления, нужной отметки глюкозы в крови и пр., что, кстати, в ряде исследований приводило к смерти пациентов), то теперь смыслом назначаемой терапии все чаще называют увеличение продолжительности жизни. «Еще Авиценна говорил, что лекарство не должно быть хуже болезни. Важен долгосрочный прогноз. Большинство лекарств в нашей стране сегодня продаются без рецепта, в том числе многие из тех, что в других странах относятся к строго рецептурному отпуску. И очень многие из этих средств потенциально небезопасны — не изучены аспекты их взаимодействия с другими лекарствами, а главное — отсроченные побочные эффекты. Хотя некоторые обладают генной токсичностью, то есть, могут способствовать передаче мутаций по наследству; многие токсичны для печени, вызывают поражения центральной нервной системы. Бывает, что такие эффекты не проявляются в клинических исследованиях, зато, когда препараты начинают широко продаваться, происходят трагедии», - продолжает Шишкова.

В мире до сих пор не могут забыть т. н. талидомидную трагедию. В 1956 году был выпущен новый препарат талидомид, который был показан при расстройствах сна. В результате его употребления беременными в ряде стран мира родилось, по разным подсчётам, от 8 тысяч до 12 тысяч детей с врождёнными уродствами (с изуродованными конечностями). 7 тысяч младенцев умерли в первые минуты жизни. Пожалуй, это одна из самых скандальных историй, связанных с побочными эффектами от какого-либо препарата. До сих пор жертвам талидомидной трагедии в ряде стран выплачивают компенсации.

Поэтому европейцев страсть незнакомых с талидомидовой трагедией россиян к самолечению пугает. Особенно распространено оно у нас в период всплеска ОРВИ — совсем недавно мы наблюдали, как противовирусные препараты сметались с прилавков тоннами. Хотя даже самые безобидные на первый взгляд средства могут таить в себе опасность. Например, один из широко разрекламированных российских препаратов от гриппа, который выписывают даже детям, содержит то же действующее вещество, что и использующийся в онкологии препарат. Просто его доза в противовирусном средстве меньше. Но это совсем не значит, что его употребление пройдет для организма безнаказанно...

А модные в последнее время иммуномодуляторы в России сегодня принимают все, кому не лень «для укрепления иммунитета». Во Франции семь лет назад их... запретили вообще. «Данных по поводу безопасности иммуномодуляторов или иммуностимуляторов у ученых сегодня нет. Совершенно неизвестно, какой интерферон они синтезируют – нужный организму или мутировавший. Последствия могут проявиться через десятилетия. Даже если курс лечения длился всего 5-7 дней, продолжительность и степень их воздействия на организм может оставаться неизвестной. В то время как, например, гомеопатические препараты стимулируют именно гуморальный и клеточный иммунитет совершенно естественным образом. Кроме того, в составе иммуномодуляторов есть вещества, блокирующие репродуктивную функцию, особенно, у мужчин. А гомеопатия, которая применяется больше двух веков, никогда не вызывала ни аллергических, ни токсических эффектов», - говорит Вероника Шишкова.

Сегодня гомеопатические препараты все шире используются в Европе; во Франции, Швейцарии и Великобритании они даже включены в медицинскую страховку. Кроме того, среди европейцев резко выросло количество людей, предпочитающих натуропатическую медицину. Это показало международное исследование, проведенное в 15 странах мира, в том числе в России. За три года процент людей, отдающий предпочтение гомеопатии, вырос с 39% до 62%.

Исторический факт: Россия одной из первых в мире признала гомеопатию, приняв соответствующий декрет в 1833 году. Тогда ее называли «новой медициной», но с той поры, конечно, утекло немало воды. «Я уверена, что гомеопатия — часть медицины третьего тысячелетия», - говорит Валери Паунсо. Однако многие наши врачи пока с этим утверждением согласиться не готовы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру