Российская медицина слезает с импортной иглы

И все же без помощи иностранцев стране не обойтись

Импортозамещение в медицинской и фармацевтической промышленности идет полным ходом. В последние годы принято немало законодательных новшеств, призванных облегчить условия жизни российским производителям лекарств и медицинского оборудования. Один из последних шагов — включение поддержки российских производителей дешевых лекарств в новый антикризисный план правительства.

И все же без помощи иностранцев стране не обойтись

Локализация — путь импортозамещения

— Сегодня импортозамещение в России окутано разными мифами, — говорит доцент кафедры клинической фармакологии РГМУ Александр Быков. — Например, многие СМИ преподносят ситуацию так, что заместить хотят буквально все. Но таких целей ни у кого не стоит! К тому же это просто невозможно. Еще есть миф, что иностранных производителей хотят полностью выгнать с рынка. Это тоже полная глупость. Есть определенные группы лекарственных средств, например, орфанные препараты, производство которых чрезвычайно дорого, и которые просто экономически нецелесообразно замещать. Однако примерно треть рынка может быть замещена путем трансферта, то есть переноса в нашу страну, технологий. И сегодня локализация производства в России иностранцами стала одним из путей импортозамещения в нашей стране.

Господин Быков напоминает, что на самом деле импортозамещение в России началось еще с 2009 года — когда приняли программу развития отечественного фармпрома до 2020 года. В ней были поставлены весьма амбициозные цели: уже к 2020 году 50% рынка должны занимать российские лекарственные средства и 40% рынка — российские медицинские изделия.

Недавно замминистра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб отчитался СМИ о завершении первого этапа госпрограммы «Фарма-2020», которая стала за эти годы главным инструментом поддержки фарм- и медицинской отраслей. По словам Цыба, фармпром сегодня показывает один из самых высоких темпов роста. Так, с 2000 года в нашей стране появилось 36 новых предприятий, из которых 25 были построены с началом реализации программы. Только с 2013 года открыто 19 производственных площадок (в том числе

7, построенных иностранными фармпредприятиями). Российские фармкомпании за последние годы модернизировали уже более 30 своих производственных площадок.

Сегодня эксперты говорят о настоящем инвестиционном буме в медицине. Многие западные компании с готовностью вкладывают средства в строительство собственных заводов на территории нашей страны. «Все больше известных компаний выбирают партнеров по локализации среди отечественных производителей. Госпрограмма стала не просто источником финансирования инноваций, но и мотиватором для многих инвесторов. За весь период ее реализации на рынок выведено уже 28 лекарственных препаратов и более 40 видов медицинских изделий, материалов и компонентов», — заявил Сергей Цыб.

По экспертным оценкам, только за последние пять лет уровень инвестиций в российскую фарму превысил 2 миллиарда долларов. Такие производства начинаются со вторичной упаковки и далее в течение 3—5 лет выходят на полный цикл. «Такое время необходимо, если стоит задача соблюсти все нормы безопасности. Конечно, есть вариант купить ворованное досье на рынке, оформить лицензию — и сделать все быстрее. Однако тогда никто не сможет гарантировать, что будет в упаковках с лекарствами и что будет с пациентами после их приема», — отмечает председатель правления Калужского фармацевтического кластера Иван Глушков.

Иван Глушков рассказывает, что сегодня государство пытается создать понятные условия в этом сегменте рынка. Хотя, конечно, некоторые инициативы законодателей (например, предложение ввести принудительное лицензирование препаратов, на которые еще не истек срок патентной защиты) не способствуют формированию благоприятного инвестклимата. И все же к большинству крупных российских компаний уже приходили с предложениями поучаствовать в локализации иностранных производств. К счастью, российские покупатели чаще всего не обращают внимания, на какой производственной площадке выпущен тот или иной препарат с известным брендом.

Дешевые лекарства поддержат

«На нашем рынке обращается около 5 миллиардов упаковок лекарственных средств. В это сложно поверить, но из них примерно 2,5 миллиарда упаковок — это лекарства дешевле 50 рублей, — рассказывает Иван Глушков. — Если говорить о международных непатентованных наименованиях (химических формулах) лекарств — то это 500 МНН, 100 из которых — 2 миллиарда упаковок». После того как с начала этого года многие российские фармзаводы были вынуждены попросту закрыть линии по производству дешевых лекарств (речь идет более чем о сотне наименований), ситуацию признали проблемой государственной важности. В итоге в антикризисный план правительства включили меры по предоставлению субсидий на финансирование части затрат, связанных с производством жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также разработку особого порядка индексации цен на лекарства нижнего ценового сегмента, произведенные в Российской Федерации.

Также планом предусмотрена докапитализация Фонда развития промышленности на сумму 20 млрд руб. Ожидается, что уже в текущем году за счет Фонда будет профинансировано не менее 50 проектов, направленных на создание производств импортозамещающей продукции. А вот 14 апреля в ходе прямой линии президент Владимир Путин заявил, что многие российские фармпредприятия работают на грани рентабельности, и пообещал, что правительство РФ в течение 1,5—2 месяцев примет решение об их поддержке, возможно, в виде субсидий или «отпуска» цен на дешевые лекарства.

Однако уже сегодня государственную поддержку, по данным Сергея Цыба, получили более 130 импортозамещающих проектов в фармацевтике, а также 120 проектов по разработке импортозамещающих медизделий. При этом на 35 млрд рублей бюджетных средств, выделенных за пять лет, пришлось около 120 млрд рублей частных инвестиций в фармацевтическую отрасль и около 50 млрд рублей — в медицинские изделия. Иными словами, все не так уж и плохо.

Нашим производителям, конечно, есть чем похвастаться. К примеру, российские компании выпускают широкий спектр раневых повязок и покрытий, которые применяются в ведущих российских клиниках и в лечебных учреждениях по всей стране; отечественные производители поставили и ввели в эксплуатацию более 5500 единиц неонатального оборудования. Как заявила директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Ольга Колотилова, «продукция отечественных производителей давно признана медицинским сообществом, как ведущими московскими специалистами, так и региональными. Например, отечественные клапаны сердца достаточно широко применяются в зарубежной кардиохирургии».

Если говорить о фармпроме, то пока нашей слабой стороной является недостаток собственных лекарственных субстанций. Точнее — практически их полное отсутствие. Однако и это, считают эксперты, дело поправимое. Сергей Цыб пообещал, что власти готовы особо поддерживать развитие производства субстанций и разработку инновационных лекарственных средств, так называемых проектов next-in-class: «Перспективные молекулы, которые сегодня разрабатываются в мире, могут служить ориентиром для нас с точки зрения разработки собственных лекарств. Вскоре аналогичный механизм может появиться для разработки «импортоопережающих» медицинских изделий. Также мы расширяем применение действующих субсидий: появится возможность финансировать клинические исследования аналогов лекарственных средств и организовывать не просто производство конкретных субстанций, а технологических линий, на которых можно выпускать целую линейку субстанций».

«Ситуация меняется, но, к сожалению, до момента, когда мы сможем с гордостью говорить «российское качество лекарств», еще далеко», — все же считает Иван Глушков. Производители не скрывают, что нередко сталкиваются с определенной долей скепсиса медицинского сообщества. Однако сегодня никто не сомневается, что не предпринимать никаких шагов в этом направлении тоже нельзя. «Мы с пониманием относимся к тому, что медики нередко воспринимают отечественные разработки со скепсисом, — говорит начальник Информационно-аналитического управления АО «НИИТФА» Павел Балакирев. — Конечно, многие ждут, чтобы разработчики выдавали результат на гора, но ведь это очень трудоемкий труд. К тому же люди всегда выступают против чего-то нового. Конечно, медицина не допускает погрешностей, и российское оборудование должно отвечать требованиям самым жестких стандартов. Но это не означает, что мы ничего не должны делать. Что же, нам так и сидеть на импортной игле? Зарубежные аппараты хороши, но, во-первых, дороги. Плюс имейте в виду, что все данные, которые получают на этих аппаратах, уходят в западные базы данных. Понятно, что все с первого раза у российского производителя может и не получиться. Но шаг за шагом мы придем к выполнению задачи».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру