Станция скорой и неотложной помощи им. Пучкова — командный пункт всей службы. Сердце самой станции — огромный диспетчерский зал.
— Вся наша работа компьютеризирована, — рассказывает диспетчер Людмила Комарова, принимающая вызовы по “03”. — Как только я снимаю трубку телефона, на мониторе компьютера открывается форма для оформления вызова, и я начинаю опрос позвонившего.
Она не успевает договорить, как поступает очередной вызов. “Ул. Лескова, 6”, — вбивает она в компьютер. В другой графе появляется: “Плохо с сердцем”.
— Он задыхается? Слабость? Холодный пот? — диспетчер Комарова задает вопросы и ставит галочки в соответствующих окошках на мониторе.
Общение с этим позвонившим заняло 1 минуту 23 секунды — время четко фиксируется компьютером.
— Это нормально, — комментирует Людмила. — Иногда люди на вопросы отвечают гораздо медленней, не могут сразу сообразить, вспомнить адрес, волнуются. Все это влияет на время выезда машины.
От Комаровой информация уходит на другой край диспетчерского зала: там несколько рядов занимают диспетчеры по направлениям.
— Вся Москва разбита на несколько секторов, — объясняет диспетчер Наташа. — За каждый такой сектор отвечают два диспетчера. Наша задача — передать пришедший по “03” вызов на конкретную подстанцию.
На рабочем месте Наташи целых два монитора. На одном отображается информация по текущему вызову, на втором — карта ее района Москвы. На карте красными точками отмечены все находящиеся в этом районе бригады “скорой помощи”.
Это чудо техники — или по-научному автоматизированная навигационно-диспетчерская система управления бригадами СМП — появилось в Москве в 2005 году. Каждая бригада имеет небольшой, размерами с две пачки сигарет, приборчик, соединяющий в себе функции компьютера, рации и навигатора. Он принимает от диспетчера карту вызова, а в обратном направлении передает свои координаты. Кроме того, навигатор помогает проложить кратчайший маршрут к месту вызова.
Наташа пересылает заявку ближайшей бригаде “скорой помощи” и начинает отслеживать передвижение машины.
По нормативам подстанции в Москве располагаются таким образом, чтобы время доезда по любому адресу было не больше 20 минут. Приехав на место, фельдшер нажимает кнопку на навигаторе, и время фиксируется. Но чудо-прибор понадобится медику и при осмотре больного. Например, чтобы расшифровать ЭКГ.
— Фельдшер сам не имеет права расшифровывать кардиограмму, — поясняет главный врач ССП Николай Плавунов. — Он снимает ЭКГ и пересылает ее сюда. А у нас на станции СМП есть кардиопункт, в котором дежурят кардиологи. Они смотрят ЭКГ и дают свои рекомендации по лечению или требуют немедленной госпитализации.
— Около 14 тысяч человек ежедневно получают от нас помощь — лечебную или консультационную, — итожит Николай Плавунов.
О работе своей службы главврач говорит с гордостью. Но на прощание не забывает пожелать:
— Мы-то поможем, но вы лучше все-таки не болейте.
СПРАВКА "МК"
За год бригады московской “скорой помощи” совершают порядка 3,3 млн. выездов. Соответствующими темпами растет и оснащенность столичной “Скорой”. Сегодня ежедневно на дежурство выходит 1055 машин, а общий штат службы “Скорой помощи” — 10 130 человек. Московская “неотложка” — самая большая в Европе.
На одну бригаду “03” в Москве приходится в среднем 13 вызовов за смену. Таких бригад каждый день работает 851. В это число входит 181 специализированная бригада: 58 педиатрических, 47 бригад интенсивной терапии, 19 психиатрических, 17 реанимационных, 10 акушерско-гинекологических и т.д. Кроме того, машины “скорой помощи” возят абсолютно всех больных на гемодиализ и перевозят пациентов из одной больницы в другую.