Играй, гормон!

Известный ученый развенчивает мифы о лечении женских болезней

Известный ученый развенчивает мифы о лечении женских болезней
— Мы — особая страна, в которой слово “гормон” среди немедицинской общественности и, к сожалению, среди некоторой медицинской ассоциируется с каким-то мифическим вредом, — говорит заслуженный деятель науки РФ, профессор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика Кулакова Вера СМЕТНИК. В интервью “МК”, посвященном проблемам женской менопаузы, Вера Петровна попыталась развенчать этот миф.

— Вера Петровна, мы привыкли считать, что гормоны приносят больше вреда, чем пользы. И применять их нужно только в самых крайних случаях. Как я понимаю, вы с этим категорически не согласны?  

— У меня очень сильное недоумение вызывает реклама различных лекарств, где особо подчеркивается: “Препарат натуральный, не гормональный”. Зачем делать такой акцент? Этой ненаучной, некорректной рекламой мы воспитываем у населения твердое убеждение в том, что гормональные препараты — это страшно, это вредно. Когда я встречаюсь на международных конгрессах с коллегами, часто слышу: “О, вы из России? Как вам удалось так напугать ваших женщин словом “гормон”? Когда мы консультируем российских пациенток, они все время уточняют: “А это гормональный препарат?” И если да, то это приводит их просто в ужас!”  

— Но ведь побочные эффекты, вызванные употреблением гормонов, мягко говоря, неприятные...  

— У нас почему-то считается, что если я буду употреблять гормоны, то стану толстой, пойду красными пятнами, у меня начнут расти волосы по всему телу. Знаете, с чего все это началось? В середине 60-х годов в клинической практике начал широко использоваться известный теперь гормон преднизолон. Это прекрасный при определенных состояниях препарат. Но всегда на фоне любого лечения могут возникать побочные эффекты. А если нет достаточного контроля со стороны медицинского персонала, эти побочные эффекты могут носить выраженный характер. В случае лечения преднизолоном может возникать побочный эффект в виде так называемого медикаментозного гиперкортицизма, подобно “гиперфункции” коры надпочечников, которая вызывается избыточным выделением гормона преднизолона. Этот эффект проявляется в виде избыточного отложения жира, росте волос на теле, гипертензии... Почему-то такие побочные эффекты начали приписывать и всем другим гормональным препаратам.  

— Неужели от других гормонов никогда не толстеют?  

— Есть масса гормонов — и щитовидной железы, и половые, и инсулин... Но большинство людей, слыша слово “гормон”, сразу же начинают думать о симптомах гиперкортицизма. Между тем за эти годы появился целый арсенал гормональных контрацептивов, новое поколение этих препаратов содержит микродозы гормонов. Контрацептивы позволили серьезно сократить число абортов и сохранить здоровье женщин. Однако многие наши женщины все равно их боятся, говорят: лучше уж сделать аборт! Это просто необъяснимо! И такую же реакцию страха и ужаса вызывает словосочетание “гормонотерапия в период постменопаузы”.  

— Насколько я понимаю, и в этом случае вред гормонов, мягко говоря, преувеличен?  

— Для начала расскажу, что такое постменопауза. Это период стойкого прекращения менструаций. Если их нет в течение года, это позволяет нам ставить диагноз “менопауза”, а спустя год и более — “постменопауза”. То есть диагностировать его мы можем только ретроспективно, после года наблюдений женщины за своим организмом. Почему же у женщины прекращаются менструации? Женские яичники, эта чрезвычайно важная железа, — не только источник половых гормонов, но и носитель генофонда, поскольку в них расположены яйцеклетки. Яичники устроены так, что в течение жизни запас яйцеклеток постепенно истощается. И к 40—45 годам у женщины остается лишь незначительное количество яйцеклеток, которые находятся в таких пузыречках — фолликулах. В этих фолликулах образуются женские половые гормоны — эстрогены, которые выделяются в первой фазе менструального цикла и прогестероны, которые выделяются во второй фазе. У молодой женщины все направлено на подготовку к беременности. Каждый месяц она готовится стать матерью, а когда наступает менструация, проливаются “кровавые слезы” по поводу несвершившегося зачатия. Но в течение жизни этот фолликулярный аппарат истощается, уменьшается количество яйцеклеток и уровень половых гормонов. Уже к 50 годам фолликулы единичны, и наступает менопауза. Конечно, у разных женщин это происходит индивидуально, средний возраст наступления менопаузы — 45—55 лет.

 Однако различают преждевременную менопаузу (37—40 лет), раннюю (41—45 лет) и позднюю менопаузу (старше 55 лет). Яичники женщины, у которой менопауза наступает позже, функционируют дольше, и дольше выделяются женские половые гормоны — а это молодость женщины. Чем позже наступает менопауза, тем дольше воздействие на женский организм женских половых гормонов. А их уникальность в том, что они имеют свои “представительства” (или рецепторы) во многих, практических во всех органах и тканях — в коже, головном мозге, сердце, костях и т.д. И у молодой женщины в течение менструального цикла эти рецепторы получают необходимую им дозу гормонов. Они около 35—40 лет привыкают получать определенную дозу — и тут всё, часы остановились. У женщины, в отличие от мужчины, половая железа отключается в течение жизни — и в этом великая мудрость природы. Что, если бы женщина могла рожать до конца жизни? Ведь надо обеспечить не только зачатие, но и вынашивание плода в течение девяти месяцев. Как может стареющий организм обеспечить хорошее потомство? Так что в отличие от сперматогенеза яйцеклетки не регенерируют. Кстати, только 0,1% яйцеклеток способны оплодотворяться, остальные 99,9% уходят в небытие. Зачем тогда их столько?

 Они крайне нужны для создания селекции лучшей яйцеклетки — одной-единственной. И в течение жизни лишь 350—400 яйцеклеток готовы к оплодотворению. Так что природа запрограммировала женщину таким образом, что при ее жизни происходит истощение яйцеклеток и, соответственно, создается дефицит женских половых гормонов. Это норма или патология? Норма. Но на фоне этого нормального периода жизни между молодостью и старостью, который длится 10—15 лет, происходит сложнейшая перестройка во всех органах и системах. И в центре этого процесса — “выключение” яичников, в результате чего органы и системы, в которых есть рецепторы к женским половым гормонам, тоже претерпевают перестройку на новый гормональный режим. А любая перестройка чревата тем, что слабые звенья рвутся первыми. Если к этому возрасту у женщины были какие-то заболевания — желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, то в том случае, если они протекали скрыто, они начинают проявляться, а если уже вступили в хроническую фазу — обостряются все чаще и чаще. Для так называемого климактерического синдрома характерны симптомы, которые мешают женщине жить, — приливы, повышенная потливость, раздражительность, нарушение сна, тревога... У одних могут доминировать симптомы со стороны сердечно-сосудистой системы (повышенное артериальное давление), у других — со стороны центральной нервной системы (депрессия, необоснованные страхи), у третьих — со стороны костной системы (остеопороз), у четвертых — со стороны мочеполового тракта (недержание мочи, проблемы в сексуальной жизни). Возникает вопрос — а почему такая большая гамма симптомов? Да потому, что представительство рецепторов половых гормонов есть во всех органах и тканях, и там, где их плотность выше, и начинаются наиболее болезненные реакции на снижение и отсутствие женских половых гормонов. Поэтому никогда нельзя сказать, какой орган будет страдать в климактерический период. Частота самого климактерического синдрома составляет 60—70%. И нельзя прогнозировать, у кого и как он будет протекать, как нельзя спрогнозировать и возраст менопаузы. Конечно, дочь часто повторяет свою мать. Но у дочери могут быть другие болезни, стрессы и т.д.  

— Считают ли врачи климактерический синдром заболеванием?  

— Безусловно, так как это состояние мешает человеку жить. Как помогать в этом случае? Надо начинать с самого простого: немного разгрузиться на работе и в семье, питаться по режиму, чаще отдыхать — то есть в этот ответственный период демобилизоваться. Конечно, такие вещи просто советовать и очень сложно выполнять. Иногда пациенты начинают мне возражать: “А как же мои дети, внуки?” Я им отвечаю: “А вы хотите быть полезной им и дальше? Тогда сейчас надо сделать небольшую передышку”. На это время надо немного отойти от дел и стать эгоисткой. Что касается медикаментозной поддержки, то при слабых проявлениях климактерического синдрома врачи назначают растительные препараты. Если климактерический период протекает тяжело, назначают заместительную гормонотерапию. Гормонотерапия, как и любое другое лекарственное лечение, имеет свои противопоказания. Однако за многие годы ученые отработали минимально оптимальные дозы натуральных гормонов, которые помогают при выраженных симптомах климакса и являются профилактикой таких старческих заболеваний, как остеопороз, атеросклероз, деменция.  

— Неужели применение гормонов предотвращает развитие заболеваний?  

— Наша клиническая практика показывает, что раннее назначение гормонотерапии позволяет отодвинуть проявление этих заболеваний. Например, частота остеопороза в климактерический период составляет 30% — то есть у каждой третьей женщины мы диагностируем так называемый постменопаузальный остеопороз. Однако и его, и другие дегенеративные болезни старости мы можем отодвинуть ранним началом заместительной гормонотерапии, которая обладает профилактическим эффектом. Но если начать гормонотерапию через 6—7 лет с момента начала климактерического синдрома, когда уже развился и остеопороз, а иногда и болезнь Альцгеймера, это уже бесполезно. Есть такое выражение “окно терапевтического воздействия” — только раннее начало может принести кроме лечебного профилактический эффект! А в данном случае гормонотерапия создает и хорошее качество жизни. Сегодня опубликованы данные наблюдений, выполненных на популяции более чем в 40 тысяч женщин: установлено, что если женщины начинают гормонотерапию до 60 лет, их продолжительность жизни увеличивается на 30—32%! Если же они начинают такое лечение после 60 лет, это уже никак не влияет на продолжительность жизни. Однако мы не пролонгируем молодость благодаря назначению высоких доз гормонов. Мы даем пациенткам минимальные дозы гормонов, которые несопоставимы с дозами, которые получает женщина в период менструальных циклов.  

— И все-таки с какими побочными эффектами может столкнуться женщина при получении такой гормонотерапии?  

— Повторяю, что к такому лечению, как и к любому другому, есть противопоказания. И перед назначением гормонов женщина обязательно проходит полное обследование состояния здоровья, чтобы снизить частоту возможных побочных эффектов. Кроме того, врач учитывает, например, есть ли у женщины заболевания желудочно-кишечного тракта, — тогда ей прописывают гормоны не в таблетках, а парентерально (в виде гелей, пластырей). Препаратов сегодня очень много, они выпускаются в различных удобных формах. Но легенда о прибавке веса и росте волос никакого отношения к заместительной терапии половыми гормонами не имеет.

СПРАВКА "МК"  

В круг научных интересов президента Российских ассоциаций гинекологов-эндо-кринологов и Национальной ассоциации по менопаузе Веры Сметник входит изучение влияния половых гормонов на репродуктивные органы, центральную нервную систему, сердечно-сосудистую, костную и другие системы организма в возрастном аспекте. Системное изучение влияния дефицита половых гормонов позволило разработать и внедрить режимы заместительной гормональной терапии при остеопорозе, обменных нарушениях (липидного, углеводного, минерального) для профилактики и терапии заболеваний сердечно-сосудистой, ЦНС, костной систем и мочеполового тракта, сексуальной и других функций. Верой Петровной описан “синдром истощения яичников” и разработана диагностика и терапия больных с этим синдромом. Совершенствуются режимы неоперативного лечения миомы матки, эндометриоза, поликистозных яичников. В последние годы разрабатываются режимы заместительной гормональной и альтернативной терапии в климактерии, углубленно изучается профилактика и терапия постменопаузального остеопороза, мочеполовых расстройств. Создан федеральный центр “Здоровье женщин старше 40 лет”, в котором проводится образование врачей России и СНГ по различным программам, лечение больных.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру