Куратор проекта ART24, в рамках которого открывается выставка «Серые экраны», Кристина Штейнбрехен прохаживается между мерцающими пауками, проверяя, есть ли вокруг каждого предупреждающие линии — трогать скульптуры нельзя. Они и током ответить могут. Не случайно у автора инсталляции ушло полтора года на создание скульптур. Валентин Коржов и к обыкновенному телевизионному мастеру, и на факультет радиотехники МГУ обращался со своей идеей и везде получил вердикт: невозможно! А ведь поначалу казалось чего проще — снять с обычного телевизора пластиковый корпус и поставить кинескоп на железные ножки?
— Внутри «трубчатого» телевизора — высоковольтные провода, световые потоки, как в маленьком адронном коллайдере, словом, опасный это прибор. Когда все специалисты отказались, мы с друзьями-скульпторами сами собрали инсталляцию, — рассказывает
Премьера напомнила декорации фантастического фильма: мерцание, электронная музыка из телепомех, кинескопы на ножках, лезущие на стены и расползающиеся в разные стороны по полу. Но одна скульптура Коржова (самая дорогостоящая) выбивается из общей «паучьей» стаи — столб, к которому проводами привязан десяток iphone, заключенных в маленькие клетки.
— Медиа как явление оказывает большое воздействие на население всего мира, — объясняет концепцию автор. — Происходит децентрализация, ведь сейчас медиа коммерческие, главное — рейтинг, а это зрелищные низкопробные истории. А iphone на проводах и в решетках отражают тему свободы и несвободы. Сейчас, когда регистрируешь iphone, нужно указать номер кредитной карты — а это весь социальный профиль. Я не параноик, но понимаю, что моя деятельность полностью может быть отслежена. Мы получили больше свободы в общении, но увеличились контроль и зависимость. Социологи исследовали климат в финской армии и выяснили, что первая причина депрессий — отсутствие возможности в любой момент выйти в Интернет.
Интересно, что проект ART24 как раз собирается исключить подобные депрессии и подключить всех посетителей ЦДХ к Сети, установив бесплатный wi-fi. И не только. Идеолог программы Кристина Штейнбрехен собирается использовать для выставок молодых художников все не задействованные в ЦДХ пространства. Пока холодно, это будут площади внутри здания — холл, коридоры, пустующие залы. Но главное освоение начнется весной. Территорию вокруг ЦДХ собираются обустроить для круглосуточного посещения зрителями.
— В колоннаде появятся скульптуры, на которых можно будет, например, полежать, отдохнуть, полюбоваться на Москву-реку, скачать через wi-fi книги или погулять по виртуальным музеям, — рассказывает Кристина.
В планах — обустройство пространства колоннады ЦДХ со стороны набережной, где сейчас рабочая зона и автостоянка. Зона станет пешеходной, как и предполагалось архитектором Сукояном, по проекту которого вход в Дом художника был именно с набережной. Кстати, к весне готовит масштабную перепланировку и парк искусств «Музеон».
— Мы надеемся общими усилиями создать пешеходный маршрут вдоль набережной от Нескучного сада до «Красного Октября», — заключила Штейнбрехен.