Тихое начало громкого биеннале

В Мультимедиа Арт музее показали «тихие» ню и отдых в мусоре

23 февраля 2012 в 20:02, просмотров: 1782

Размытые обнаженные силуэты, сделанные отшельником Мирославом Тихим самодельной камерой. Снимки дороги от фотографа-путешественника Ли Фридландера, проехавшего США вдоль и поперек. Грязный, замусоренный пляж с непривлекательными фигурами отдыхающих от британца Мартина Парра. Фестиваль Фотобиеннале-2012 стартовал сразу с трех проектов знаменитых авторов.

Тихое начало громкого биеннале
фото: Мария Москвичева

— Выставки, которые мы сегодня открываем, задают темы ко всей Фотобиеннале-2012, — дорога, путешествия, как в пространстве, так и во времени, и «Америка в фокусе», — говорит директор Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова.

Премьерные проекты фотобиеннале вполне отражают эту концепцию. Самая проникновенная выставка — первая в России ретроспектива фотографа Мирослава Тихого «Художник с плохой камерой». Небольшие размытые снимки поцелуев украдкой влюбленных и обнаженной натуры словно переносят зрителя в начало века, хотя на самом деле Мирослав Тихий снимал в 1960-х. Секрет в камере — фотоаппараты Тихий мастерил сам из картона, фанеры, детских телескопов и линз от старых очков. На такие самодельные камеры (они тоже представлены в экспозиции) Тихий быстро и незаметно снимал своих героинь. Приблизиться к ним ему бы вряд ли удалось — к тому времени недоучившийся студент Парижской академии искусств, талантливый рисовальщик превратился в немытого бородатого блаженного. После политического переворота в Чехословакии его работы привлекли внимание чиновников и полиции, что привело к серьезному психическому расстройству художника. Он перестал рисовать, уничтожил свои картины и занялся фотографией. Сотни снимков, сделанных украдкой, стопками валялись в его доме прямо на полу. «Тихие» фото так бы и остались никому не известными, если бы не Роман Буксбаум. Мальчишкой он жил в доме, где Тихий держал ателье. «Помой руки! А то станешь как Мирек Тихий», — пугала бабушка маленького Романа. Повзрослев, он перестал бояться странного старика и стал его учеником. А позже открыл миру этого загадочного и удивительного фотографа с душой ребенка.

От путешествий во времени — к путешествиям в пространстве. Выставка «Америка. Взгляд из машины» Ли Фридландера собрала несколько десятков фотографий, сделанных авторов во время поездок по США с 1992 по 2009 год. Черно-белые кадры похожи как близнецы, потому что сделаны с одного ракурса — с водительского места. Безлюдные заправки, кактусы, случайные попутчики — вот за чем наблюдал «последний романтик Америки» Фридландер..

В последней премьере Фотобиеннале-2012 нет ни ретроэстетики Тихого, ни романтики Фридландера: на выставке «Последний приют» британца Мартина Парра — сплошная правда жизни. Для одного из ведущих фотографов агентства «Магнум», коллекционера и историка репортажная серия об отдыхе на побережье Нью-Брайтона, что неподалеку от Ливерпуля, стала настоящим прорывом. Непривлекательные люди, загорающие рядом с экскаваторами, дети, запачканные мороженым, груды мусора, оставленные отдыхающими, — Мартин несколько лет, с 1983 по 1986 год, снимал рабочий класс на побережье. Эти отталкивающие фотографии британская критика сначала не приняла, назвав жестокой. Однако именно этот проект дал Мартину возможность попасть в ряды ведущих авторов «Магнум».

Выставки организованы при поддержке: РОСБАНК, MasterCard и Ahmad Tea.





Партнеры