Этот зал за свою вековую историю повидал немало знаменитостей. Здесь выступали Маяковский, Луначарский, Ленин, легендарные советские поэты-«шестидесятники», здесь играл Рахманинов...
— В нашем музее сейчас есть всего два помещения, сохранившие свои исторические интерьеры. Одно из них — Большая аудитория, являющаяся объектом культурного наследия федерального значения, — рассказывает заместитель генерального директора, главный хранитель Наталия Чечель, поддержавшая протест научного коллектива музея. — На нее выдано специальное охранное свидетельство, и музей принял охранное обязательство, предусматривающее фактическую неприкасаемость «пространственно-композиционного решения» аудитории. По закону здесь нельзя проводить никаких перепланировок, изменений интерьеров. Даже самые незначительные ремонтные работы должны быть согласованы с Департаментом культурного наследия города Москвы, необходимо соответствующее разрешение.
Однако «охранная грамота» не спасла Большую аудиторию от «покушения» — 16 февраля без согласования с государственным органом охраны памятников был подписан приказ о начале фактической ее реконструкции. Причиной такой инициативы стал «Политеатр».
— Так называется совместный проект Фонда развития Политехнического музея, театра «Практика» и Политехнического музея. По существующим планам уже с середины марта театр начинает показывать свои спектакли на сцене Большой аудитории.
Ради такой перспективы и началась заваруха.
— Насколько мне известно, конкретные проектные разработки по реконструкции Большой аудитории предложены театром «Практика». Согласно им историческая сцена аудитории должна быть расширена вплоть до первого ряда зрительских кресел и приподнята на полметра, — рассказала Наталия Чечель. — Но подобные переделки вызвали возражения даже начальника пожарной части по охране Политехнического музея. В своем письменном обращении к директору он указывает: «таким образом ликвидируется круговой проход вокруг сцены, что является грубейшим нарушением Правил пожарной безопасности...»
Открытое письмо было передано директору 22 февраля. А буквально через день Борис Салтыков заявил, что никаких серьезных переделок в Большой аудитории не будет. Вот что сообщила «МК» руководитель пресс-службы музея Елена Костюкова:
— На сегодня не планируется проводить ни ремонт, ни реконструкцию Большой аудитории. Работы, которые проводят в Большой аудитории в рамках подготовки к запуску «Политеатра», связаны с монтажом и демонтажем оборудования и не подпадают под понятия ремонта и реконструкции. Демонтируется занавес. В рамках обеспечения выполнения предписаний органов пожнадзора проводится замена легковозгораемой обшивки стен и потолка сценической коробки, демонтаж старых пожароопасных софитов. Сцена не демонтируется, она обновится только в той части, где была рампа: заменят козырек, закрывавший осветительные приборы. Историческая часть сцены остается неизменной.
Так, значит, инцидент можно считать исчерпанным?
— Целью научного коллектива музея было предотвратить беду. Именно поэтому эти неравнодушные люди и обратились к директору, — уточняет главный хранитель. — Что же касается реального характера работ, то о нем красноречиво говорят фотографии разобранных конструкций сцены. А за демонтированный ныне занавес Большой аудитории художник, создавший его, получил в свое время Государственную премию! Нынешнее протестное выступление коллектива должно не только защитить Большую аудиторию, но и привлечь внимание общественности к событиям, разворачивающимся в одном из старейших музеев столицы. Несмотря на внешнюю тишину и покой, здесь, увы, не все так благополучно и гладко.