Особо важные колеса

Корреспондент “МК” заглянул в президентский гараж

В семье Президента России, согласно декларации о доходах за 2010 год, есть только два автомобиля. За ним лично числится “Победа” 1948 года выпуска, за первой леди — Volkswagen Golf 1999-го. Но ежедневно из “Горок” до Кремля глава государства, ясное дело, добирается на машинах куда солиднее. В его распоряжении такие “колеса”, которые смело можно назвать уникальными. Это почти чудо техники. И управляют такими авто особые офицеры ФСО. Поближе рассмотреть и президентские машины, и президентских водителей можно только в одном месте — в Гараже особого назначения. В этом году ГОНу стукнуло 90 лет. Что изменилось за почти вековое существование гаража №1 и какие тайны он скрывает сейчас?

Корреспондент “МК” заглянул в президентский гараж
Такие машины и мотоциклы в современном почетном эскорте.

“В аварии попадали не наши мигалки”

ГОН всегда под боком у президента — базируется в Кремле. В том самом дворике, где в царские времена был колымажный (каретный) корпус. Когда-то прямо на втором этаже здания жили водители со своими семьями. А что — удобно: спустился во двор — и уже на работе. Хотя в этом был свой, и очень большой минус — в любой момент могли потребовать выехать, так что особо не расслабишься. Сейчас шоферских квартир здесь нет, поскольку уже давно вообще в Кремле никто не живет. Но если сравнить фотографии тех времен и нынешний вид гаража — отличий практически не найдете. Небольшой такой гаражик. Скромненько и со вкусом, как говорится.

— А нынешний президент к вам в гараж хоть раз заходил? — интересуюсь у водителей ГОНа.

— Нет, но он хорошо знает о его существовании, — не растерялись шоферы. Лица они не прячут, но снимать их нельзя. И имена под запретом. Выясняю, что у Медведева есть несколько постоянных водителей, которые, кроме него, никого не обслуживают.

— А правда, что они в чине не ниже полковника?

— Отчего сразу не генералы? — отшучиваются сотрудники. — На самом деле все мы, конечно же, офицеры ФСО, но звания у нас разные. И, кстати, среди водителей нет ни одной женщины. Хотя дамы вообще в ГОНе работают — они машины моют после каждой поездки, составляют графики и маршруты и т.д.

О том, что каждый из них может на полном ходу из окна машины одним выстрелом выбить мишень или знает секретные приемы рукопашного боя, водители не любят говорить. Собственно, и так понятно, что такие шоферы одновременно являются и офицерами охраны. Вооруженными. И так было всегда.

Из досье ФСО: водитель Ленина Гиль вспоминал, что Владимир Ильич просил его не вооружаться. Однако Гиль продолжал носить при себе наган, тщательно пряча его под рубашкой за поясом без кобуры.

А что касается непосредственно вождения — тут им и вовсе нет равных. На всякий случай у каждого открыты все категории, так что управлять они могут хоть танком. Ежегодно проходят учения на недавно построенном автодроме ФСО, где водители оттачивают свое мастерство на спецтрассе, в искусственно созданных условиях гололеда, водных препятствий…

— Что ж тогда машины с мигалками в последнее время все чаще в аварии стали попадать? — спрашиваю у них.

— Кто вам сказал, что это наши машины? Последняя авария с участием автомобиля Гаража особого назначения была при Борисе Ельцине. Тогда президентский кортеж попыталась протаранить “девятка”. Врезалась она в машину прикрытия (ее наш водитель сам подставил под удар, чтобы исключить столкновение с автомобилем, в котором ехало охраняемое лицо). Боковой удар был такой силы, что тяжелый “Гелендваген” перевернулся и лег на крышу. Наш водитель и шофер “девятки” получили тогда серьезные травмы.

— А те ДТП, что сегодня у всех на слуху, — продолжают водители, — происходили не с ГОНовскими машинами. В некоторых ведомствах иногда автомобилями управляют люди, которые не учитывают (не могут или не хотят) специфики работы на машинах со спецсигналами. И это действительно проблема.

Кстати, в начале создания ГОНа здешние шоферы были единственными профи в стране. В те времена вообще людей, умевших крутить баранку, можно было по пальцам пересчитать. И именно от безысходности пришлось забрать в Москву вместе с машинами и всех водителей, которые работали сначала на императорский гараж, а потом — на гараж Временного правительства.

Сегодня практически все водители ГОНа — молодые крепкие ребята. Возрастного ценза для президентских шоферов здесь как такового нет, но ни одного пожилого я не увидела. Видимо, потому что давно доказано: с годами человек теряет реакцию. Гибель в автокатастрофе первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова стала печальным уроком для всех. Эксперты ведь уверены, что от лобового столкновения можно было уйти, если бы водитель (а он был уже в преклонных годах) мгновенно среагировал. К тому же он, как потом выяснилось, не проходил контраварийную подготовку. Кстати, знаете, какой главный закон ГОНа? Водитель Гаража особого назначения не имеет права попасть в аварию не только по своей, но и по чужой вине. А как раз после той аварии на трассе Минск—Москва Андропов внес в ЦК предложения по усилению мер охраны, связанных с передвижением первых лиц на автомобилях. В частности, предполагалось ограничить скорость передвижения спецмашин по городу до 90 км в час, по трассе — до 110, техосмотр должны были проводить только сотрудники 9-го управления КГБ, брать водителей из числа гражданских запрещалось и т.д.

— Мы тренировались в экстремальных условиях. Вначале выезжали на Медвежье озеро, — говорит ветеран ГОНа Константин Бороткин, возивший в свое время Подгорного, Суслова и Рыжкова. — Там колесили по льду, рытвинам, заснеженной трассе. Причем в основном ночью. Только представьте: нулевая видимость, крутые спуски и подъемы, и на протяжении 14 км нельзя ни разу нажать на тормоз! При этом из кустов инструкторы бросали в наши машины большие поролоновые кубы. Нужно было постоянно от них уворачиваться.

Если не считать скоростных ограничений, с тех пор не так уж много изменилось. Список требований и ограничений только расширился.

Кстати, все это в равной степени касается как тех, кто сидит за рулем авто, так и мотоциклистов. Вообще в ГОНе и не припомнят, чтобы почетный мотоциклетный эскорт попадал в аварию. Правда, в начале 90-х произошел небольшой инцидент: из-под колеса одного из мотоциклов с огромной скоростью вылетел кусок арматуры, случайно оказавшийся на дороге. Он ударил в голову сзади едущего мотоциклиста, жизнь которого спас специальный защитный шлем. Сегодня каждый мотоциклист почетного эскорта проходит первоначальный курс шестимесячной подготовки по спецпрограмме, разработанной Российской академией физической культуры. Ну и потом его ждут ежедневные занятия по фигурному вождению, эскортированию и военному делу. И, кстати, в случае ЧП именно мотоциклисты, по инструкции, должны первыми прикрыть авто с охраняемым лицом. Во время соревнований на автодроме ФСО демонстрировали, как это может быть. Зрелище, скажу я вам, весьма эффектное. Тем более что президентский лимузин сопровождает не пара, а строго 11 или 13 мотоциклов. Их число лишь однажды сократили до 9 во время визита королевы Великобритании Елизаветы II. Да и то по просьбе ее приближенных, которые сказали, что “барьер между ее величеством и людьми должен быть как можно меньше”.

Автомобили, на которых раскатывали советские лидеры, до сих пор на ходу. Фото: Сергей Иванов.

Броня для президента

Изучаю характеристики новенькой, практически только что с конвейера, машины президента (официальные данные из завода в Штутгарте, где его сделали):

“Мерседес Бенц S600 Пульман Гард. 2011 год. Четырехдверный, шестиместный лимузин. Двигатель v 12, 517 л.с., максимальная скорость — 160 км в час, вес — 4815 кг. Габариты: длина — 6356, ширина — 2113, высота — 1534 см. Спецзащита”.

— Всего 160 км/час… — разочаровываюсь.

— Лимузины — да. Но другие наши “Мерседесы”, в том числе джипы, могут разгоняться до 180—217 км в час. Однако потребности выжимать из них все просто нет. И кстати, считается, что для безопасности лучше свыше 120 км в час не гнать. Что мы, собственно, и делаем.

Вообще бессмысленная гонка нехарактерна для первых лиц. И многим высоким чиновникам не мешало бы взять с них пример — глядишь, тогда и ДТП с участием машин со спецсигналами было бы меньше…

Что касается изначально не такой уж небольшой максимальной скорости лимузина — тут дело в утяжеленности машины. Она ведь с бронекапсулой. Кстати, бронируют машины для первых лиц в стране еще со сталинских времен — точнее, работы начались в экспериментальном цехе ЗИСа в 40-м году. На первом этапе задача-максимум была сделать двойные камеры и усиленные покрышки, пуленепробиваемое стекло толщиной 75 мм, а листы бронированного панциря поместить под обычной стальной обшивкой. Но потом на военном заводе стали делать бронекапсулу, которая секретно доставлялась на ЗИС. Сначала первый советский бронированный автомобиль называли “ЗИС-110С” (специальный). А потом ему присвоили индекс “ЗИС-115”.

— В машине все важные функции дублировались, — рассказывают зиловские старожилы. — Скажем, было два аккумулятора — основной и резервный. Было два замка зажигания. И еще там предусмотрели дополнительные цепочки-ограничители на дверях — для устранения возможности самопроизвольного открытия на ходу. Всего было изготовлено 55 таких авто. Часть из них ушла на подарки главам других государств.

А некоторые из них до сих пор состоят на службе ГОНа. Вот, скажем, ходят слухи, что у Медведева есть “броневик” “ЗИЛ”, превосходящий по своим характеристикам бронированный лимузин Барака Обамы. Поговаривают, пассажиры этого чудо-автомобиля весом более 10 тонн могут пережить небольшой ядерный взрыв. Якобы и крыша у нее титановая, да такой толщины, что по машине может проехать хоть танк, не причинив ей вреда, а окна сделаны из стекла, которое может выдержать прямой выстрел из гранатомета. Что касается колес, то они, по слухам, автоматически превращаются в гусеницы, когда машина выезжает на пересеченную местность…

— Это так? — интересуюсь у сотрудников ведомства. Те в ответ только загадочно улыбаются.

Как бы то ни было, машины иностранного производства, предназначенные для первых лиц, также всегда бронировались. Но немного по другой схеме и чаще на заводах-производителях. По сложившейся практике во всем мире машины первых лиц — с броней. Защита мировых лидеров — дело серьезное. Помните, как спасла жизнь президенту Грузии Шеварднадзе его машинка? В нее ведь попали две ракеты — и хоть бы что!

Стекла у большинства ГОНовских “тачек” — толщиной в 60 мм, пол выдерживает взрыв гранаты, специальные шины позволяют продолжать движение, несмотря на проколы. В некоторых авто предусмотрены самогерметизирующийся топливный бак и система автоматического пожаротушения. Еще говорят, что президентские лимузины имеют баллоны с запасом воздуха (на случай газовой атаки). Но в ГОНе эту информацию не подтверждают. Впрочем, наверняка в этих машинах еще столько всего, чего никто из нас себе даже представить не может.

— Верно, что для пассажиров предусмотрены особые кресла? Они якобы позволяют даже в случае самой страшной аварии выжить…

— Пассажир катапультируется, что ли? — усмехаются в ГОНе. — До такого даже Гитлер с его больной фантазией бы не додумался.

— Кстати, правда ли, что в гараже сейчас есть бронированный “Мерс”, принадлежащий Гитлеру?

— Нет, в ГОНе никогда не было машин из личного гаража Гитлера, — объясняют в ФСО. — Но сохранился любопытный документ — записка министра госбезопасности СССР, адресованная Сталину. В ней говорилось, что после задержания фашистского диктатора маршала Антонеску, арестована находившаяся у него и подаренная Гитлером шикарная легковая автомашина “Мерседес”, специально оборудованная и бронированная. Что машина перевезена в Москву, приведена в порядок и что было бы целесообразно использовать ее в особом гараже. Но никакой реакции Сталина не последовало. Так что этот вопрос даже не рассматривался.

Из досье ФСО: по свидетельствам очевидцев, любимым местом Сталина в автомобиле было откидное сиденье, справа по ходу движения. По одной версии, выбор определялся соображениями безопасности, по другой — удобством (было достаточно просторно, да и проще садиться в машину и выходить из нее).

Брежнев любил выезжать на “ЗИЛ-111” в сопровождении мотоциклетного эскорта.

В салоне первых лиц — по 6 бутылок

То, что лимузин президента длиннее обычного, видно невооруженным глазом. Но меня всегда интересовало: на сколько? Выяснилось, что “Мерсы”, которые закупались ГОНом для первых лиц в 2007—2008 годах, были специально удлинены на 0,5—1,35 метра. Те, что приобрели в последние годы, — на метр. И при этом у них немного выше крыша (из-за защиты). Перегородки между водителем и пассажиром нет. Да и вообще она была предусмотрена только в машине Сталина “ЗИС-115”. Что касается климат-контроля, кондиционеров, выяснилось, что тут мало что изменилось за последние тридцать лет. Ведь все эти системы уже были разработаны в 80-е в советских НИИ. Да на таком уровне, что надолго обогнали свое время. Разговоры о душе, ванне, отделке салона чистым золотом и серебром и прочих немыслимых излишествах оказались полной ерундой. Ничего подобного ни в одной машине ГОНа не предусмотрено.

— Ну хотя бы бар в президентском лимузине есть?

— Нет, это не актуально, — обескураживают меня водители. — Сейчас в автомобиле первых лиц в обязательном порядке в холодильнике должны быть три бутылки воды без газа и три с газом. Ну, плюс в машине всегда в наличии салфетки и хрустальные стаканы. Все.

Просматриваю архивные документы и поражаюсь: в императорском гараже больше всего было именно “Мерседесов”. Выходит, с них начали и к ним же пришли? Впрочем, управляющий делами Президента России Владимир Кожин говорил “МК”: “Есть поручение президента — детально изучить вопрос закупки для автопарка новых автомашин марки “ЗИЛ”.

Быть или не быть “ЗИЛу”

“ЗИЛов” в ГОНе сегодня осталось меньше десятка (последний автомобиль этой марки “пришел” сюда в 2004 году). Да и используют их в основном не для перевозки первых лиц страны, а для зарубежных делегаций.

— Многие высокие иностранные гости сами просят, чтобы был именно “ЗИЛ”, — объясняют мне в гараже. — Как же им откажешь? Машины эти, конечно, сильно морально устарели. И “ЗИЛы” по безопасности в краш-тестах сейчас проигрывают “Мерседесам”. Но в любом случае это один из символов России, так что хорошо, что они у нас есть.

Есть они не только в ГОНе, но и в гараже Минобороны. Именно военное ведомство в прошлом году приобрело два новых серых автомобиля с модифицированным кузовом от “ЗИЛ-41041” к параду 9 Мая. Сегодня компания “Депо-ЗИЛ” занялась разработкой двух интересных моделей, которые, возможно, скоро предстанут перед публикой: удлиненный шестидверный лимузин, дизайн которого продолжает линию моделей 41047, и четырехдверный седан на короткой базе. Но имеет ли смысл пересаживать на них всех чиновников высокого ранга и вообще возрождать легендарный 6-й цех (где делались “броневики” для руководителей государства) на ЗИЛе?

Практически все эксперты считают эту идею провальной. Во-первых, на заводе не осталось уже тех специалистов, которые могли бы вручную собрать уникальный автомобиль. Во-вторых, стоить это будет просто безумно дорого. Для возрождения цеха нужно несколько сотен миллионов долларов. И каждая машина будет обходиться государству дороже, чем сегодня на рынке стоят несколько “Бентли”. И все это ради чего? Ради престижа? Ради “надувания щек”?

— Вообще сама система приговорила одно из своих блестящих детищ — автомобиль “ЗИЛ”, — убеждены на заводе. — Причем еще в момент его создания и выпуска. Не было бы никаких проблем, если бы аналог машины поступил в массовое производство. Но об этом даже думать не хотели. Потому изначально производство “ЗИЛов” было убыточным. Уже во времена Горбачева денег на эти машины у казны не было. Понятно, что на это старались закрывать глаза, и автомобили в небольшом количестве производились. Но каждый раз государство в ту пору буквально наскребало по 800 тысяч долларов на новый “ЗИЛ”…

Николай Второй на “Делано”.

От лимузинов — к геликоптерам

С учетом пробок вопрос о том, чтобы первые лица пересели на вертолеты, не раз поднимался. Ходили даже слухи, что в Кремле появится вертолетная площадка.

— Вертолеты здесь уже приземлялись, — говорят старожилы Администрации Президента. — В 1993 году, к примеру, борт с Борисом Николаевичем Ельциным садился на Ивановской площади.

А раз были прецеденты, то, казалось бы, почему не дать “добро” на постоянный перелет геликоптеров через “зубцы”? Но Кремль — это особо охраняемая ЮНЕСКО зона, памятник всемирного культурного наследия человечества. И посадка вертолетов наверняка вызовет вибрации, среагируют датчики, установленные на соборах. Отразится ли это на старинных кремлевских храмах — вопрос, может быть, и спорный, но историки и музейщики, скорее всего, будут против.

Есть идея сделать вертолетную площадку вне стен Кремля, но поблизости к нему. К примеру, как в Германии, — там возле ведомства канцлера располагается огромный лесопарковый комплекс, где и находится вертолетная площадка. Она соединена мостом с комплексом главы государства. В итоге видно, как тот прилетает на вертолете, садится в парке и через 1,5 минуты на машине “Ауди” (в Германии первые лица больше 10 лет используют “Ауди-8 Лонг” бронированный) подъезжает к работе. Мост, к сведению, снаружи не просматривается из-за высоких бортиков и по ширине рассчитан на одну машину.

— И все же Москва мало приспособлена для передвижения на вертолетах, — уверяют сотрудники НИИ градостроительства. — В столице исторически сложилась хаотичная застройка разной высоты. Подходящих для вертолетных площадок мест в центре города практически нет.

И если с вертолетами пока вопрос повис в воздухе, то с микроавтобусами для президента все более-менее понятно. Дмитрий Медведев полюбил в последнее время ездить именно на них, используя их в качестве мобильного рабочего кабинета. Дело в том, что в таких микроавтобусах есть рабочая зона. В салоне стоит стол, за которым удобно писать, разбирать документы и т.д. В итоге глава государства может не терять драгоценного времени и даже проводить в таком мобильном кабинете на колесах мини-совещания. И для этого здесь предусмотрены все необходимые средства связи. Сейчас специальных микроавтобусов, которые обслуживают руководителей государства, около десятка. В основном это “Мерседесы” модели “Спринтер” и “Фольксвагены” с самыми мощными двигателями, необходимыми для передвижения тяжелого автомобиля. Разумеется, они все бронированные и оборудованы секретными системами связи.

У ГОНа есть собственный “артефакт” — огромный глобус. Страны, где были машины Гаража особого назначения, помечены светящимися точками. Оказывается, водители ГОНа объехали в общей сложности полмира. И везде, где они были, телохранители и шоферы первых лиц других государств от их мастерства буквально рот открывали. Приходилось даже для них устраивать показательные выступления — к примеру, разворачиваться на невероятно узком “пятачке” или въезжать в ворота, ширина которых на пару сантиметров больше ширины машины.

PS. В ФСО России подготовлена книга “Гараж особого назначения”, где впервые публикуются уникальные документы и фотографии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру