65% населения, согласно опросу ВЦИОМ, поддерживают антиалкогольную кампанию Медведева. В правительстве и Госдуме начался "мозговой штурм" на эту тему - в очередной раз "достанется" пьющей молодежи, а также ценам на алкоголь. Но эксперты недовольны. Кампания Медведева приведет к переходу населения на водку и слабоалкогольные коктейли, считает глава Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Что-то в новой антиалкогольной кампании не заладилось с самого начала: через несколько дней после заявлений Медведева на экранах ТВ появляется премьер Владимир Путин, пьющий перед телекамерами пиво. Между тем президент нацелился в первую очередь против пенного напитка и немало наговорил о пропаганде.
Как бы то ни было, сигнал дан: Медведев велел просчитать возможность распространить на производителей пива и слабоалкогольных напитков те же ограничения, которые применяются в отношении производителей крепких напитков. Проблем у производителей будет достаточно: чего стоит установка оборудования для наклейки акцизных марок и поточного определения спирта. Также придется потратиться на покупку лицензий (на торговлю крепким алкоголем ее получить куда сложнее. Мелкая розница уже пугает, что не потянет - придется уйти с рынка.
Самая реальная на данный момент"антипивная" мера - рост акцизов с 2010 года почти в три раза (при этом крепкие напитки от такого роста уберегли). Станут ли пить пенный напиток меньше, если дешевые сорта подорожают из-за этого рубля на четыре? Михаил Делягин полагает, что «люди перейдут с пива на водку. А еще хуже - на алкогольные коктейли». «Кризис и так вызвал повышение средней крепости потребляемых напитков, - говорит эксперт. - Уже в 2008 году производство пива сократилось на 0,6%, а за январь-июль этого года - на 6,9%».
Переход на коктейли в банках нравится Делягину еще меньше: их состав не вполне ясен, влияние на организм до конца не выяснено.
Зато начало антиалкогольной кампании станет одним из способов уменьшить дефицит бюджета: чиновники уже подсчитали, что одни "пивные поправки" дадут 64 млрд руб. А активно лоббируемая госмонополия на спирт, если будет введена, принесет 300-400 млрд. рублей в год.
Однако доходы доходами, но снижения алкоголизации добиться не удастся, пророчит Делягин. Мало того, ограничение потребления алкоголя за счет удорожания чревато поиска населением других способов уйти в нирвану. "А когда у общества нет смысла жизни, это кончается наркотиками", - подводит итог эксперт.
Татьяна ЗАМАХИНА.
Популярность мер по борьбе с алкоголизмом (в % от опрошенных)
Запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года 63
Запрет рекламы любого вида алкоголя 57
Пропаганда трезвого образа жизни 47
Введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах 34
Ограничение продажи алкоголя в утреннее время 31
Принудительное лечение от алкоголизма 29
Повышение цен на алкогольную продукцию 19
Введение "сухого закона" 10
* По данным ВЦИОМ.