У России — недачный премьер-министр

Владимир Путин так давно не отдыхал на своей фазенде, что она пришла в запустение

Дачный сезон заканчивается. Горожане покидают свои летние “усадьбы” до весны. “МК в Питере” решил выяснить, что творится на дачах двух самых известных питерцев — Валентины Матвиенко и Владимира Путина. Неизвестно, советовались ли много лет назад друг с другом Путин и Матвиенко, когда выбирали себе место для своих первых дач, но расположены они по соседству. Дача премьера — на озере Комсомольское. Дача губернатора — на Суходольском. Правда, как выяснили корреспонденты, сегодня высокопоставленные дачники редко наведываются в эти места.

Желтый дом Валентины Ивановны

Загородный дом в поселке Портовое Приозерского района Валентина Матвиенко приобрела еще задолго до того, как стала губернатором Петербурга. Здесь же, кстати, прикупил дачку и экс-премьер Виктор Зубков, тогда еще председатель Приозерского горисполкома. “Я Валентину Ивановну еще возил, когда она в обкоме работала, — хвалится местный житель Владимир, вылезая из “уазика”. — Теперь я в охране. В поселке у нас много кто на нее работает”.  

Кстати, добраться до резиденции губернатора непросто. Единственный путь — через поселок Громово, куда от самой станции проложено новенькое дорожное покрытие: рабочие кладут последние метры асфальта. Неужто выслуживаются перед губернатором? Ан нет! “Эту дорогу не для Матвиенко, а для Дорощука строят, главы Приозерского района, — огорошила нас жительница Громова Татьяна Ивановна. — У него и дом в Громове. А к даче Матвиенко ведет другая дорога, вся в рытвинах”. Трудно предположить, что Дорощук не знает, кто живет в Портовом. Но асфальтированная дорога обрывается точно на границе двух поселков. Дальше идет обычное бездорожье. И само Портовое — богом забытое место. “Даже медпункта у нас нет”, — жалуются старушки.  

Кроме фермы, в Портовом все давно распродано. Земля в первую очередь. Подходы к Суходольскому озеру закрыты для простых смертных. К берегу не подойти — везде ворота с амбарными замками. А дальше — охранники в черной униформе. “Это частная земля, — безапелляционно заявляют они. — Вам здесь нельзя ходить”. Подходим к озеру с другой стороны — на берегу раскинулось настоящее барское поместье. Забора еще нет. Зато уже стоит центральная усадьба, рядом домики поменьше. В огромном загоне утробно, на всю округу кричит корова. На нее никто не обращает внимания. “Хозяин у нас — Андрей Борисович Попков”, — говорит один из рабочих и тут же испуганно осекается. Попков, как выясняется, возглавляет Сосновское лесохотхозяйство. Хорошо живут ленинградские охотоведы!  

А где же дача Валентины Матвиенко? “Во-о-он, видите — желтый дом. Это ее, — показывает пальцем местный житель. — Мы с ней когда-то в моем дворе шашлыки жарили. А потом Валентина Ивановна стала редко сюда приезжать”.  

По сравнению с особнячком охотоведа Попкова дача Матвиенко — скромная, отделанная сайдингом обитель. Во дворе — теплица, стоит накрытый тентом катер. Просторный двор, из окон открывается вид на яблоневый сад, огороженный сеткой-рабицей. Навскидку — гектара четыре будет. “Я сама сажала эти яблоньки, — вздыхает немолодая женщина. В каждой руке у нее по ведру только что выкопанной картошки. — Раньше этот сад принадлежал совхозу, а сейчас и его приватизировали”. По словам местных жителей, на даче часто бывает муж Валентины Ивановны. Все в округе отзываются о нем с большим уважением. Отца часто навещает сын Сергей. Его знают в поселке еще с детства. Зовут исключительно Серегой и любят за бесшабашный нрав. “Серега часто заходит, — улыбается продавец единственного в Портовом продуктового магазинчика. — Берет все подряд: и алкоголь, и конфеты, и колбасу”. Валентина Матвиенко в редкие приезды, по словам жителей, любит гулять по дорожкам вместе со своей собакой — золотистым ретривером Рэмом. “Я ее встретила однажды в лесу, — говорит 12-летняя Аля. — Она со мной поздоровалась, очень приветливая”.

Автобан для Владимира Путина

Дача на берегу озера Комсомольское появилась у Владимира Путина (так же, как и у Матвиенко), когда он был еще чиновником Смольного. ВВП построил ее в 1991 году, будучи замом Собчака. Часто приезжал сюда с женой и дочерьми. Потом дача сгорела. Путин сам рассказывал об этом пожаре, говоря, что семья спаслась только чудом. На пепелище он нашел свой иерусалимский крестик и тогда по-настоящему поверил в высшие силы.  

“Раньше я жил рядом с Путиным. В поселке было только два кирпичных дома — у меня и у Владимира Владимировича, — гордится тезка премьера, вездесущий Владимир на “уазике”. — Я и пожар помню. Все соседи огонь тушили. Потом точно такую же дачу ему финны построили”.  

“Дорогу к дому Путина вы быстро найдете, — напутствовали нас в деревне Соловьевка. — Она у нас одна такая — как немецкий автобан”. Дорога и в самом деле похожа на взлетно-посадочную полосу, вырублена прямо в сосновом лесу. “Автобан” выводит прямиком к шлагбауму. Рядом будка, из которой с любопытством выглядывает пожилой мужчина в больших круглых очках. “Вам туда нельзя, — произносит он уже сакраментальную фразу и добавляет: — Все равно там никого нет. Путин сюда уже давно не приезжает. Я здесь три с половиной года работаю, никого еще не было — ни его, ни жены”.

 Но пустую дачу тем не менее охраняют строго. Камеры видеонаблюдения по всему периметру, круглосуточное дежурство. “Дача осыпается уже, — сетует охранник. — И в доме нежилая обстановка, даже телевизора нет”.  

“На территории дома живет родной дядя Людмилы Путиной, дача-то на нее оформлена”, — рассказал еще один абориген, Николай, который рубит дрова на заднем дворе неказистого домика. Их складывает в поленницу пожилая мама-пенсионерка. Вопрос о том, застали ли они здесь Путина, их рассердил. “Это не мы его застали, а он нас! Мы здесь всю жизнь живем. А его помним, когда он еще просто Володей звался. Его дочки с моей дочкой играли, — откровенничает Николай. — И сам Путин нормальным мужиком был, на рыбалку ходил”. Отношения испортились после того, как ВВП стал президентом. В поселок понаехали друзья-коллеги Путина и оттяпали себе весь прибрежный кусок земли. Все побережье застроено элитными коттеджами. Всего их 11. В соседях у Путина — глава РЖД Якунин, министр образования Фурсенко, медиамагнат Ковальчук.  

Местных жителей переселили подальше от озера, освободив весь мыс для VIPов. Дорогу к озеру перегородили, поставив высокий деревянный забор. “Нам всем хибары понастроили. Не знаю, за чей счет. Мы ничего не платили. Просто пришли к нам люди и сказали, чтобы мы переезжали”, — говорит Николай.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру