Нереальный Плющенко

Россияне выиграли семь из двенадцати медалей чемпионата Европы по фигурному катанию

30 января 2012 в 19:33, просмотров: 5466

Прошлое, настоящее и будущее — за время произвольной программы Евгению Плющенко удалось соединить все. Он выиграл чемпионат Европы впервые в 2000 году в Вене. И сделал это в седьмой раз в 2012-м в Шеффилде. И превратил все наши беспомощные рассуждения о том, зачем вернулся в очередной раз, в абсолютную пустоту. Так надо. Ему и нам.

Нереальный Плющенко
фото: Лилия Шарловская

Мне кажется, лично я никогда еще так не хотела, чтобы Женя оказался на первой ступеньке. И вовсе не потому, что это неприятно — смотреть, как проигрывает легенда, и испытывать чувство глубочайшей жалости и сожаления по поводу того, что не ушел вовремя.

Те, прошлые победы, конечно, давались огромным подготовительным трудом. Но шли все же больше не изнутри, а от данного и выпестованного гениальным тренером таланта, от юношеского натиска: вышел, прыгнул, пошел играть в футбол. Потом жизнь стала преподносить... жизнь. Личные проблемы, трудное отцовство, новая трудная любовь, быт, поиск себя, нового.

«Я знаю, что делаю что-то новое, и сам не знаю, что из этого получится». Абсолютно сознательный выбор 29-летнего мужчины. Ему это нравится. А нам — еще больше.

В Шеффилде Евгений Плющенко сказал, что гордится собой. Есть от чего.

Кто бы ни захотел его возвращения — жена ли Яна, тренер ли Мишин, федерация ли, — выходить на лед надо было ему. Вопрос «зачем он снова это сделал?» — пустое. Потому что любой профессионал судит себя сам строже всех. Всегда знает, даже если и не признается вслух, где схалтурил, где оплошал. Евгений вернулся, потому что чувствовал: может. И как бы дальше ни складывалась его судьба, именно лед — основное дело всей его жизни.

И, кстати, популярная версия возвращения «так захотела жена Яна» — в данном случае абсолютно не оскорбительна. Потому что, во-первых, просто захотеть — слишком мало. А во-вторых, можно лишь порадоваться за союз двоих, в котором рождается столь мощная движущая сила обоюдного стремления. Вот только, наверное, не стоит жене рассказывать в «Твиттере» о планах мужа прыгнуть что-то или не прыгнуть. «Четверного не будет, я бы на его месте снялась, дикие боли», — обязательно найдутся люди, которые оценят это как элементы дешевого шоу. Тем более что и не снялся, и четверной в конце концов прыгнул, а боли своими мышцами не прочувствуешь: то ли есть, то ли нет. Есть слова, которые должны исходить только от спортсмена. Это опять же территория профессионалов.

Плющенко много наговорил за последние годы — в том числе и неловкого. Многих отвернул от себя не катанием, а как раз словами. Вернулся к истокам, на лед. И вновь совершил то, во что верилось с трудом.

«Вы слышали, сейчас ходит смешная байка, касающаяся моего возвращения: Олимпиада-2026. Газетный заголовок: «Плющенко-старший снова вернулся, но наконец проиграл. Плющенко-младшему», — это Евгений сказал на чемпионате Европы-2010, после первого возвращения на большой лед. Тогда три года воздержания от соревновательных стартов скопили богатое ощущение новизны. В Плющенко, как говорил оголодавший же тренер Алексей Николаевич Мишин (только нянчивший еще Артура Гачинского и крошку Лизу Туктамышеву), не пропал инстинкт киллера.

Европа в Шеффилде увидела: этот инстинкт доведен до мудрого совершенства. Не обещать — сделать. Так откатать произвольную программу, отчеканив сложнейшие элементы, включая четверной прыжок, за две недели до операции — удел на сегодняшний день лишь одного фигуриста.

Сломал ли он соперников одним своим появлением? Мне кажется, это мы придумываем сами для красоты ситуации. Вот Артура Гачинского он же не сломал — просто обыграл. Хотя Артурчик, как зовет его тренер, выполнил программу с одной лишь помаркой, сделал два четверных прыжка! И «серебро» — это первая его медаль чемпионата Европы, потрясающая, достойная. А Вернер как падал весь сезон, так и нападал, Амодио выжал максимум из сегодняшней готовности (за что третье место и получил), Фернандес еще не набрал опыта лидерства. Отдельная жалобная песня — практически родной для нас уже Брайан Жубер. Жажда победы сжирает его изнутри.

«Сила Плющенко в том, что он с технической точки зрения никогда не испытывал больших проблем. Уверенное исполнение технических элементов предопределяет психологическую устойчивость», — эти слова Алексея Мишина и про давление Евгения на соперников.

Сезон для Евгения Плющенко закончен. Чемпионат мира пройдет без него. Но тень фигуриста уже в Ницце-2012. Сравнению теперь буду подвергнуты все лидеры.

* * *

Французы Натали Пешала и Фабьен Бурза подтвердили свое чемпионство. Тренеры Анжелика Крылова и Паскуале Камерленго постарались. А России танцевальная программа принесла «серебро» Екатерины Бобровой — Дмитрия Соловьева, «бронзу» Елены Ильиных — Никиты Кацалапова и пятое место Екатерины Рязановой — Ильи Ткаченко. И в очередной раз множество размышлений о путях к успеху. Этот путь не может быть абсолютно прямым: набивание шишек — как обязательная программа. Но когда шишек уж слишком много, заплывает лицо.

Критиковать танцоров — дело убийственное, специалисты-то к единому мнению не приходят. Но зрительского восприятия никто ведь не отменял? Боброва и Соловьев удержали прошлогоднее место на чемпионате Европы. На следующий год сделать это, а уж тем более подняться выше им будет сложнее. Из первой пятерки их танец — самый незапоминающийся. Почему так происходит, и главное — почему ничего не меняется? В некоторых комментариях, когда чей-то танец не отличается современным звучанием, часто звучит слово «нафталин». Никогда так не скажу, потому что за любым выступлением на высочайшем уровне, будь то чемпионат России или Европы, стоит большой труд, который надо уважать. Но ведь и фигуристам надо уважать себя. Четвертый уровень исполнения элементов — это не все. Надо найти программу, не говоря уж о безошибочных твиззлах.

* * *

Возможно, дело не только в том, что тренеры и фигуристы не хотят изменять своему стилю, но и в том, что Катя с Димой не получили на протяжении последних сезонов достойной конкуренции дома. Это плохо. В этом году уже должны были рвануть вверх Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Но сезон начали медленно и лишь роскошным, фантастически исполненным произвольным танцем чемпионата Европы оправдали все разговоры, которые ведутся о них последние два года.

«У них все в конечном итоге будет хорошо», — как-то сказал про молодую пару тренер Николай Морозов. То, как они раскачиваются, когда уже стоит брать свое, чтобы конкурировать на равных с канадцами и американцами не только мастерством, но и авторитетом, заставляет прокомментировать слова тренера так: наверное, не сомневаемся. Вопрос лишь в том, когда он будет, этот «конечный итог»?

Молодцы Рязанова—Ткаченко. Нет сомнения, что фигуристы, просто рвущиеся вверх, несмотря на все злоключения этого сезона — и медицинского, и судейского характера — следующий сезон начнут более уверенно. И остается лишь пожалеть, что в Ниццу-2012 Россия может отправить лишь две пары.




Партнеры