ЧМ-2014: перед ЮАР нас пугали больше

Чем отличается бразильский мундиаль от южноафриканского и немецкого?

До старта чемпионата мира остаются считанные дни, а из Бразилии по-прежнему приходят тревожные новости. Из-за того, что в некоторых регионах готовы не все гостиницы, не закончено строительство транспортной инфраструктуры и даже не сданы под ключ стадионы, но при этом продолжаются массовые протесты, многие болельщики перепродают свои билеты по бросовым ценам. Как следствие, в этих же регионах падают цены на отели. Причем, Рио-де-Жанейро это не касается. Похожие панические настроения царили и четыре года назад перед началом чемпионата в ЮАР...

Чем отличается бразильский мундиаль от южноафриканского и немецкого?

Бразилия: едем или нет?

Массовые протесты, во время которых жгут автомобильные шины и взрывают петарды, конечно, отпугивают некоторых туристов. Как недавно сказал легендарный Пеле, являющийся советником оргкомитета ЧМ-2014, уже 25% иностранцев из желавших приехать в Бразилию отменили поездки. При этом болельщики и журналисты уже предупреждены, что они едут не в самую благополучную страну мира.

Международная ассоциация спортивной прессы выпустила памятку с инструкцией, как журналистам вести себя в Бразилии в случае форс-мажора. Например, им советуют не сопротивляться, если они вдруг станут жертвами ограбления. А чтобы избежать встречи с преступниками, лучше не ходить по одному, особенно в вечернее время, и не иметь при себе много денег.

Впрочем, эти советы подойдут для любого иностранца, приехавшего в Бразилию. И местная полиция тоже позаботилась, чтобы гости страны знали обо всех подводных камнях, которые их ожидают в «стране диких обезьян». Они выпустили памятку для туристов, в которой так же советуют не сопротивляться и не кричать при нападении и без лишней надобности не забредать в фавелы.

Вот только многим туристам не с самым большим кошельком надобность в бразильских трущобах будет очень большая. Поскольку не все себе могут позволить взлетевшие в разы цены на отели в приличных районах, жить им остается только в фавелах — тем более, что там подновили гостиничные номера, сделали небольшой ремонт и предлагают ночлег в среднем по цене 45 долларов в сутки, хотя в обычное время номера там стоят 20-25 долларов. Вообще же цены в Рио возросли до 500 долларов за ночь (250 долларов в обычное время), а в районе Копакобаны - до 700 долларов. И за две недели до старта чемпионата в Рио свободны от брони были только 2% номерного фонда. Причем люди забронировали даже так называемые «отели на час», где обычно встречаются влюбленные пары. Причем, где-то комнаты переделали: демонтировали потолочные зеркала, убрали амурные аксессуары. А где-то ничего не трогали, но и то умудрились сдать. Иностранцы бронировали даже тематические номера, в том числе и для любителей садо-мазо. Спрос на такие любовные гнездышки еще и потому большой, что они дешевле традиционных гостиниц: ночь в таком отеле обойдется от 100 до 350 долларов.

В остальных же городах, принимающих чемпионат мира, по данным Бразильской федерации гостиниц и общепита, цены на отели упали, где-то даже на 50%. Если в марте нижняя планка была 450 долларов, то сейчас можно снять пять звезд за 360. При этом в начале июня в Сан-Паулу и Манаусе забронированы были только 65% номеров, Сальвадоре — 68%, Форталезе — 75%.

В Бразилии считают, что все дело в публикациях СМИ о том, что в стране не самая благоприятная обстановка из-за массовых протестов.

Как это было в ЮАР...

Бразильские страшилки — это сказочки для школьниц начальных классов по сравнению с тем, что рассказывали про ЮАР перед чемпионатом мира 2010 года.

Тогда болельщиков пугали боевики «Аль Каиды», обещавшие устроить в ЮАР во время чемпионата мира теракт. Газеты сообщали, что в Южной Африке один из самых высоких уровней убийств в мире — 50 в день и свыше 18 тысяч в год. И на 48 млн человек 5,7 млн ВИЧ-инфицированных. Поэтому во многих странах выпускали специальные памятки, в которых туристам советовали селиться в благополучных кварталах, которые лучше охраняются, передвигаться в автомобилях, причем после 23 часов не останавливаться даже на красный свет и ни в коем случае не заезжать в темные подозрительные кварталы, стараться избегать половых контактов с местным населением и уж точно использовать презервативы, если приспичило. В питейных заведениях даже висели таблички: «Не выходи отсюда, если у тебя нет презерватива», и особой популярностью пользовались средства контрацепции с логотипом турнира.

Но несмотря на все эти ужасы владельцы гостиниц и баров очень рассчитывали на прибыль от притока туристов. И цены на гостиничные номера повысились просто до неприличия: в два-три раза, а кое-где даже в пять раз. И за два месяца до начала чемпионата из зарезервированных заранее 1,9 млн. гостиничных мест остались 600 тысяч невостребованных. Тогда глава Федерации гостиничных ассоциаций Южной Африки Бретт Дангэн воззвал к совести владельцев отелей и призвал их опустить цены до уровня разумных.

И все равно незадолго до начала мундиаля эксперты прогнозировали, что иностранцев приедет в два раза меньше, чем ожидалось: 220 тысяч вместо 450-ти, причем большинство из них не из богатых Европы и Северной Америки, а из африканских и южноамериканских стран, которые не смогут потратить много денег.

В итоге иностранцев в ЮАР приехало 310 тысяч. Меньше, чем хотелось бы, но больше, чем могли надеяться. По отчетам финансистов, в среднем туристы потратили 1700 долларов на человека, то есть экономика ЮАР пополнилась 527 млн долларов. Но это капля в море по сравнению с расходами на организацию турнира: правительство ЮАР потратило на проведение ЧМ 4,7 миллиарда долларов.

Министр туризма ЮАР Мартинус фан Скалквейк во всем винил вовсе не криминальную ситуацию в стране и не плохую транспортную инфраструктуру, которая также могла отпугнуть иностранцев. Он обвинял в недоборе туристов мировой финансовый кризис, который грянул в 2008-м, но до 2010 года с ним еще не расквитались. Жаль, что наш чемпионат не прошел в 2006-м, говорил он, во время экономического бума.

...и в Германии

А во время экономического бума принимать у себя глобальный футбольный турнир повезло немцам. И поскольку в Германии нет никаких проблем с инфраструктурой, гостиницами и стадионами, да к тому же платежеспособным европейцам и ехать особо никуда не надо было, то неудивительно, что страну-хозяйку ЧМ-2006 посетили 1,3 млн заграничных зрителей.

Больше всего в Германии боялись нашествия футбольных хулиганов, и даже попросили НАТО предоставить на период чемпионата эскадрилью самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и слежения, чтобы иметь хоть какой-то контроль за европейскими хулиганами. Правда, Англия со своими фанатами научилась управляться сама: они просто забирают у них паспорта, поскольку ведет им постоянный учет. Эта мера действует уже с 2000 года и признана весьма эффективной. На ЧМ-2014 английские хулиганы тоже не поедут: 1400 болельщиков уже отдали полицейским свои документы, а те, кто не отдал, скоро дождутся повестки их суда.

Думается, после немецкого чемпионата местные бизнесмены остались довольны. Германия и так не является дешевой страной, а тут еще такой повод. Незадолго до начала мундиаля газета Deutsche Welle предупреждала иноземных болельщиков, что местные цены могут стать для них неприятным сюрпризом. По результатам сравнительного анализа цен в разных странах в 2006 году, ценами не были шокированы только туристы из Японии, Швейцарии, Франции и Великобритании. Кстати, тогда специалисты одной из финансовых компаний, проводивших этот сравнительный анализ, изучали и бразильские цены. И если ночь в трехзвездочном отеле в Германии стоила чуть больше 300 евро, то в Бразилии — 65.

Так что экономика Германии от проведения чемпионата не пострадала. Но мало того, у них после мундиаля еще и случился беби-бум! Беременных женщин в начале 2007 года стало так много, что от родильных домов стали поступать жалобы на нехватку мест. Причем, пациентки роддомов сами раскрывали секрет этого явления. «Дети – это сувенир на память о Кубке мира», – говорили они.

Сюжет:

Чемпионат мира по футболу 2014

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26546 от 11 июня 2014

Заголовок в газете: Перед мундиалем в ЮАР нас пугали больше

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру