Шахматитсты шутят

Шахматные курьёзы от Евгения Гика

В нашей веселой рубрике продолжаем вспоминать о представителях творческих профессий – артистах, режиссерах, художниках, композиторах, с которыми приключались забавные шахматные истории… 

Шахматные курьёзы от Евгения Гика
Борис Краснов

В нашей веселой рубрике продолжаем вспоминать о представителях творческих профессий – артистах, режиссерах, художниках, композиторах, с которыми приключались забавные шахматные истории…

Альпинист

Заслуженный деятель искусств и дирижер Большого театра Фуат Мансуров - сильный шахматист, но однажды ему помогло то, что он мастер спорта по... альпинизму. В матче между Большим и Малым театрами Мансуров встречался с известным актером Романом Филипповым. Сразу после дебюта Фуат вынужден был расстаться с ферзем и оказался на краю пропасти. Но все-таки он нашел выход из положения: в критический момент дирижер как бы случайно уронил на пол свой шарф, и соперник увидел на лацкане его пиджака мастерский значок, специально приколотый Мансуровым на видное место еще перед началом важного поединка. Филиппов одновременно и побледнел, и позеленел и тут же остановил часы...

Потерянная корона

Как-то на одном вечере я оказался рядом со знаменитым конферансье Борисом Бруновым. Разговор зашел о шахматах, и тут Борис Сергеевич - не знаю, в шутку или всерьез - признался, что когда-то подавал большие надежды: уже в раннем возрасте умудрился проглотить белую пешку (хорошо еще, что не черную). А потом мастер эстрады рассказал, что в 1960-м во время матча Ботвинник - Таль, находясь за кулисами, он подметил своим наблюдательным взглядом много интересного. И вот какой важный для истории факт я узнал.

Оказывается, гениальный Таль, выиграв матч у Ботвинника и завоевав корону, тут же по рассеянности потерял ее (наверно, Брунов имел в виду золотую чемпионскую медаль). И именно директору Театра эстрады удалось найти корону Таля и вновь вручить ее владельцу. Так что без Брунова не быть бы Талю шахматным королем...

 

«И зачем ты тогда разделась?»

Александр Кобленц, тренер Михаила Таля, был не только видным шахматистом, но и хорошо пел. Однажды во время войны он вместе с Эмилем Брагинским посетил госпиталь, где они провели сеанс одновременной игры, после которого Кобленц исполнял неаполитанские романсы. Он был рижанин и не в совершенстве владел русским языком, поэтому в романсе под названием «Апрель» вместо слов  «И зачем ты тогда зарделась и в тишине шептала мне...» пропел «И зачем ты тогда разделась...»

Успех был бешеный, и Кобленц много раз повторил романс на «бис», причем после этих слов обязательно раздавались бурные аплодисменты. Когда друзья покинули госпиталь, Брагинский объяснил рижанину причину его триумфа. Но тот сказал, что пел правильно, поскольку в русском языке нет слова «зарделась». Кобленц и потом часто исполнял этот романс, и всегда звучало «И зачем ты тогда разделась...»

 

Как была предотвращена бомбардировка Вашингтона

Художник-сценограф Борис Краснов летел из Нью-Йорка в одном самолете с Каспаровым после его победы над компьютером «Дип Блю» в их первом матче. Гарри подробно рассказывал об этом роботе, который использовался тогда в гражданской обороне США. И тогда у Краснова созрел настоящий голливудский замысел. Ему представилась такая картина.

...Идет страшная схватка Каспарова с самой мощной американской машиной. Все ее микропроцессоры, вся память целиком заняты одним - поиском необходимого хода. Да, один человек, шахматный король, парализовал своим интеллектом всю обороноспособность Америки! Уже ограблены американские банки, готовится покушение на президента, через пять минут начнется бомбардировка Вашингтона, а компьютер все считает и считает, все думает, какой же сделать ход...

Когда Краснов поделился этим сюжетом со мной, я сказал:

- Здорово придумано! Но в голливудском фильме должен быть хеппи-энд.

- Разумеется, - согласился художник, - и вот финальная сцена...

Итак, у Каспарова заметный перевес, но предстоит долгий эндшпиль. И тут, узнав, что Вашингтон в опасности, Гарри благородно предлагает компьютеру ничью - Америка спасена!

 

Новая звезда

Борис Краснов оформлял все три шоу «Кремлевские звезды» в Государственном Кремлевском Дворце. Но сначала он немного волновался и путал имена игроков. Например, два действующих лица - московский гроссмейстер Выжманавин и индийский гений шахмат Вишванатан (по-настоящему - это его фамилия, а Ананд - имя) - в воображении художника слились воедино, и в результате зажглась еще одна яркая шахматная звезда - Выжванатан Вишманавин. Затем Краснов мысленно надел на Выжи ермолку израильского гроссмейстера Юдасина, и в результате у него получился весьма симпатичный шахматистик...

 

Опасный маршрут

Во время игры Василий Иванчук всегда немного отрешен, находится вне времени и пространства. Что касается пространства, то зрители «Кремлевских звезд» могли убедиться в этом непосредственно. Гроссмейстер, как известно, ходит только прямо, а декорации Краснова как раз предусматривали, что к столику следует приближаться по «кривой». Но Иванчук, закончив небольшую прогулку, отправился на свое законное место по прямолинейной траектории. И тут же, зацепившись за двухметрового ферзя, с грохотом полетел на пол. Поднявшись, Василий выразил сожаление, что чуть не разрушил работу художника...

На следующий год оформление сцены было иное, но Иванчук умудрился столкнуться с гигантским конем и вновь с риском для жизни осуществил опасный полет. Так что никому так не запомнились декорации Краснова как украинскому гроссмейстеру. И только на третий год рассеянный шахматист проявил осторожность: не пострадали ни оформление, ни он сам. Впрочем, на сей раз победителя предыдущих «Кремлевских звезд» ждал более неприятный сюрприз: его обыграла Юдит Полгар. И Краснов опасался, как бы Василий не разнес его шахматные декорации в пух и прах...

 

Микрофон в кармане

Как и полагается художнику, у Краснова зоркий взгляд, и на «Кремлевских звездах» он подметил следующую сцену. Гроссмейстер Двойрис, проиграв решающую партию, никак не мог прийти в себя. Сначала он положил в карман блокнот с записью ходов, затем стал засовывать туда же фигуры, одну за другой, и прервал это занятие только тогда, когда в карманы уже не помещались пешки.

- Высший класс! - сказал Краснов. - Человек так выложился, так эмоционально опустошил себя, что с трудом возвращается к нормальной жизни. Трудно представить себе Аллу Пугачеву или Иосифа Кобзона, которые бы даже после трудного концерта засунули себе в карман микрофон...

Подпись. Борис Краснов за шахматной доской. Фото Евгения Гика 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру