Вячеслав Аминов: нельзя, чтобы ВАДА диктовала свои правила МОК

Пятиборец Максим Кустов хочет в будущем показать всем, какого спортсмена лишилась Олимпиада

Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро дождались не только спортсмены и болельщики, но и президенты федераций. В том числе и те, чьи атлеты оказались под ударом допингового скандала.

Как успокоить спортсмена, который вынужден распаковывать чемоданы? Что ждет мировой спорт в противостоянии ВАДА и МОК? И самое важное, с каким настроением улетели наши ребята в Бразилию? Глава федерации пятиборья России Вячеслав Аминов рассказал в интервью с корреспондентом "МК".

Пятиборец Максим Кустов хочет в будущем показать всем, какого спортсмена лишилась Олимпиада

- Олимпийские игры — это всегда праздник. С каким чувством отправляетесь в Рио?

- Конечно, Олимпийские Игры — венец спортивного четырехлетия, высшая точка карьеры любого спортсмена, главное мерило успеха. Если говорить глобально, то это праздник. Но ситуация, в которой сегодня оказалась олимпийская сборная России, в том числе и пятиборцы, чрезвычайная. За всю историю Игр такого не было. Нам надо быть мужественными, проявить характер, чтобы психологически это выдержать.

- Все, что нас не убивает, делает сильнее.

- Именно.

- Вам пришлось пересматривать медальный план на Олимпиаду? И в целом, чего ждете от ребят?

- Нет, пересматривать медальный план мы не стали, хотя выполнить его стало сложнее, ведь Максим Кустов остался дома. Это уникальная ситуация. Почему-то в отношении российских спортсменов не действует главный юридический принцип — презумпция невиновности, а ведь он лежит в основе всего международного права и даже римского права, на котором построены все кодексы в любом цивилизованном государстве. Да, наш мальчик упоминался в докладе Ричарда Макларена по той причине, что его проба якобы была утеряна в 2014 году среди всех прочих. Я понимаю так, что это прежде всего вина антидопинговых организаций, которые эту пробу потеряли. Хотя неизвестно, были ли эти пробы вообще.

Это доказывает лишь одно – что в антидопинговых структурах нет порядка, бесхозяйственность. Но при чем тут спортсмен? Однако МОК занял такую странную позицию, что если атлет был упомянут в докладе Макларена, то он не может принять участие в Олимпийских Играх. Кроме того, той же позиции придерживается и Спортивный арбитражный суд.

К нам очень хорошо относятся в Международном союзе современного пятиборья (UIPM), где я являюсь вице-президентом. Чемпионат мира, который прошел в Москве в конце мая был назван уникальным. Все пять видов прошли в одном месте, в столичном спорткомплексе «Олимпийский». Такого в истории пятиборья не было. В следующий раз подобное, возможно, будет реализовано только на Олимпиаде-2020 в Токио. Руководители Международного союза современного пятиборья действительно были поражены. Но и при всем при этом в UIPM нам сказали, что не могут включить в состав участников Кустова. Есть четкая инструкция — если спортсмен упоминался в докладе, он не может участвовать на Олимпиаде.

- Вячеслав Маркович, вы юрист, можете ли вы объяснить: если человек виновен, его вина доказана и он дисквалифицируется. Если он не виновен, он спокойно выступает на всех соревнованиях. Что касается Кустова, то его отстранили от Олимпиады, но не дисквалифицировали. Выступать в других соревнованиях он может. Как такое может быть?

- МОК является вышестоящей организацией для международной федерации и решение его исполкома является для UIPM обязательным к выполнению.

Действительно, на наш запрос из UIPM пришел официальный ответ, что спортсмены, указанные в списке Макларена не являются дисквалифицированными и имеют право выступать во всех видах соревнований, в том числе и на чемпионате Европы, мира. Кроме Олимпиады в Рио.

Как юрист я вам говорю: это смешно. Все сделано в спешке, с большими юридическими ошибками. Да и в целом нельзя, чтобы ВАДА диктовала свои правила такой структуре, как МОК. «Доклад Макларена» - рекомендательное и предположительно письмо, а ВАДА представляет его чуть ли не как судебное решение.

У Кустова за неделю до якобы имевшего место случая брали допинг-пробу. И потом, через 20 дней, на чемпионате мира в Польше, также брали пробу. Эти пробы сохранилась, они отрицательные, а утерянная по их халатности или вине, якобы положительная. А, может, и нет… В 2014 году у спортсмена потеряна проба. Если это была положительная проба, почему не была проинформирована международная федерация, не вскрыта проба «Б» в присутствии спортсмена и его личного тренера? Ответа нет. Точнее, есть ответ, что пробы нет.

- Вам не кажется, что МОКу эта ситуация не нравится и намечается довольно жесткое противостояние с ВАДА? К чему оно приведет?

- Я же сам юрист и понимаю, что никому не нравится, когда идет такая безапелляционная диктовка и МОК ставят в такое неловкое положение. Более того, реально очень уважаемую организацию ставят под удар судебных преследований. Это тоже надо понимать. Мне всегда казалось, что МОК и ВАДА – это две организации, которые работают вместе, в контакте. Причем главным, как для МОК, так и для ВАДА, должен быть спортсмен. Но, похоже, что это не так. Трудно сказать, к чему это приведет. Надеюсь, что будет наведен порядок. Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить наш олимпийский комитет, знаю, что Александр Викторович Жуков очень много делает и вытащил ситуацию практически с уровня невозможного.

- Вы общались с Максимом? Как у него настроение?

- Да, мы общались. Сначала он был очень подавлен, безумно расстроен. Главное, он не понимает, за что и почему его «убрали». Сейчас он успокоился, тем более, что письмо от международной федерации, где говорится, что он не дисквалифицирован немного подсластило горькую пилюлю. У нас был один такой разговор, после которого я спросил: Максим, что ты считаешь сейчас для себя главным? Он ответил: Я хочу так выступать, чтобы вся спортивная общественность увидела, какого спортсмена они не пустили на Олимпийские игры, и пусть те, кто это сделал, устыдятся. Потому что я никогда не принимал допинг.

- Как скажется эта ситуация на спортсменах, которые едут в Рио?

- Мы встречались недавно, очень подробно обо всем поговорили. Все работают. И настроение, и задор, и ответы, которые они мне давали на этой встрече, меня удовлетворили. Я понял, что сборная находится в хорошей форме. Другое дело, что мы не понимаем, что нас ждет в Рио-де-Жанейро, и какие могут быть провокации, постановки, неадекватные действия — это тоже, к сожалению, надо предусматривать.

Сюжет:

Олимпийские игры в Рио

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Рио-2016: пять колец пятиборья

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру