Веселые фрагменты из биографии Спасского

Шахматисты шутят

Недавно журналист и шахматист Игорь Ленский побеседовал с экс-чемпионом мира Борисом Спасским, который, кажется, навсегда вернулся из Франции на родину, в Россию. Нас, конечно, интересуют только веселые истории из биографии Спасского. Некоторые из них удалось извлечь из беседы…

Шахматисты шутят
Рейкьявик, 1972.

Обмен

Дважды шахматную карьеру Спасского спас «Локомотив». Первый раз, когда ему предоставили однокомнатную квартиру на окраине Питера, в районе Щемиловка, и он смог разъехаться с бывшей женой. Та стала писать на него доносы. В 1963 году его тренер Игорь Бондаревский сказал Борису: «Знаешь что, тут тобой слишком интересуется КГБ, мотай отсюда». У Спасского оставался только один путь – в Москву. И второй раз его спас «Локомотив» Дал однокомнатную квартиру по казанскому направлению у платформы Фабричная. А позднее, благодаря матчу с Фишером Спасский получил трёхкомнатную квартиру на улице Веснина, прямо напротив высотки МИД на Смоленской площади.

Конфликт с тренером

Победный матч 1969 года с Петросяном дался Спасскому тяжёлой ценой. У него возникли проблемы с его «фатером», как он называл Бондаревского. Перед решающей 17-й партией тренер вызвал его на серьёзный разговор: «Либо ты меня слушаешь, либо я ухожу от тебя», - сказал он. Спасский возразил, что должен готовиться к партии самостоятельно, нагуливать настроение, быть один на один с собой. Бондаревский за своё: «Ты должен меня слушаться». Спасский не сдавался: «Буду делать так, как считаю нужным». И поэтому во время 17-й партии Бондаревский собрался уйти от Спасского и болел… за Петросяна. Хотел, чтобы чемпион мира наказал претендента за непослушание. Когда же вопреки его желанию Спасский все же выиграл, тот сделал вид, что ничего не случилось, и он никуда не уходил.

Шпион

Спасский подготовил список помощников, которых хотел взять с собой в Рейкьявик на матч с Фишером. Он также просил допустить его к переговорам, где и когда играть матч, на каких условиях. Но Спорткомитет не утвердил ни того, ни другого. Его поддержал Александр Яковлев, идеолог горбачевской перестройки, но не помогло: Спорткомитет не мог простить Спасскому, что он перепрыгнул через голову его председателя Сергея Павлова. И ни к каким переговорам его не допустили.

В принципе Спасский мог привлечь любого советского шахматиста, например Пауля Кереса, что, видимо, и следовало сделать. Но он верил в Геллера, который хорошо чувствовал Фишера, и пригласил его как главного тренера. Николая Крогиуса в списке не было, но тот очень хотел поехать в Исландию, и Спасский не стал возражать, поскольку Крогиус помогал ему раньше в матче с Петросяном. Эстонец Ней оказался шпионом – он в ходе сражения с Фишером передавал информацию американцам, фактически работал на Роберта Бирна, который писал книгу о матче. Поэтому уже в ходе игры Нея исключили из команды.

Ошибки Спасского

Спасский считает, что зря отказался взять с собой в Исландию музыку, которая его вдохновляла. Это были его любимые исполнители: Карузо, Шаляпин, русские и цыганские романсы. Став шахматным профессионалом на Западе, он всегда возил с собой кассеты. И – теннисную ракетку. Во время матча с Фишером тоже регулярно играл в большой теннис.

Большую ошибку Спасский допустил перед третьей партией. В этот момент Фишер практически начал сдавать матч: пустился в авантюру с жертвой слона и проиграл первую партию, на вторую не явился вовсе, и ему засчитали поражение, счёт стал 2:0 в пользу Бориса. У Фишера возникли препирательства с организаторами на почве того, что видеокамеры работали шумно. Он третировал главного судью Лотара Шмида, со всеми перессорился.

И Спасский поверил, что Фишер хочет сорвать матч. Вот в чём была его ошибка. А ведь это было не совсем так. Тот не собирался срывать матч. Просто стремился добиться для себя разных льгот и привилегий, хотел потрепать сопернику нервы, держать всех в напряжении, – но так, чтобы Спасский не уехал из Рейкьявика. Главным идеологом Фишера был тренер Билл Ломбарди, который его постоянно «вдохновлял» на скандалы. И Фишер пунктуально следовал советам наставника.

Тогда Спасский подумал, раз Фишер сходит с ума, то почему не пойти ему на маленькие уступки? И согласился сыграть очередную партию в резервном помещении, без зрителей. Ничего плохого там не было, партия была нормальной, боевой. Но всё-таки Фишер взял верх. И это было очень важно для него, потому что он выиграл у Спасского впервые за всю историю их соперничества (до матча счёт был 3:0 в пользу Спасского). В итоге Фишер выиграл и партию, и матч. После окончания поединка Фишер сказал Спасскому, что они сыграют ещё один матч. Потому что чемпион мира, по его мнению, должен иметь право на матч-реванш. И Роберт сдержал своё слово. Через 20 лет они снова встретились – в Югославии, на острове Свети Стефан, и Фишер снова победил.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру