Мишень закрыта

Заключительный этап Кубка мира распределил квоты и награды

Итоги международного сезона для российского биатлона сложились невеселые: сначала вся страна уныло считала гонки без медалей, потом на главном старте сезона мужчины в эстафете «выгрызли» единственную медаль чемпионата мира, а по итогам сезона женщины потеряли максимальную квоту команды на следующий сезон.

Заключительный этап Кубка мира распределил квоты и награды
Александр Логинов.

Поступим по-спортивному: все же порадуемся за Тириль Экхофф, которая впервые в карьере выиграла Кубок мира. И теперь уже трехкратного обладателя Кубка мира норвежца Йоханнеса Бё. Он, четвертый биатлонист, ставший обладателем Кубка мира три раза подряд, оказался в одном ряду с французами Мартеном Фуркадом, Рафаэлем Пуаре и немцем Франком Ульрихом. Хотя в этом сезоне Бё неожиданно не только для себя, но и абсолютно для всех получил невероятного конкурента из собственной сборной — Стурлу Легрейда. Дебютант Кубка мира лишь в последней гонке сезона уступил Йоханнесу итоговую награду сезона.

Сборная России в сезоне давала поводы для радости, но весьма дозированно. Каждый раз локальные удачи на этапах чуть подогревали угасающие надежды на успех, но — как давали, так и безжалостно забирали. В сухом остатке, без эмоций, которых уже и не осталось, наши биатлонисты завоевали лишь 7 медалей. Данные без комментария: у Норвегии 83 награды.

Мужская сборная никого не смогла внедрить в топ-10. Если сравнивать с соперниками, хотя это дело неблагодарное, то норвежцев там четверо, французов трое, два шведа и итальянец. Лучший из наших — Александр Логинов на 17-м месте, следом за ним — Эдуард Латыпов. У девушек Светлана Миронова — 19-я в общем зачете Кубка мира, Ульяна Кайшева — 20-я, остальные спортсменки оказались за топ-30.

Что еще добавить, чтобы картина, написанная сборной мрачными красками, осталась совсем уж завершенной? Биатлонисты России завоевали только две личные медали за весь длинный сезон Кубка мира, худший результат в истории России. Александр Логинов стал первым в Антхольце в индивидуальной гонке, а Эдуард Латыпов — вторым в масс-старте заключительного этапа в Эстерсунде. Биатлонистки ни разу не поднимались на ступеньки пьедестала. Оставшиеся пять медалей — это эстафеты. Единственная награда на чемпионате мира — тоже эстафетная, мужская «бронза».

Светлана Миронова.

На самом деле ничего особенного в нашем биатлоне этого сезона не случилось. Если бы сборная всегда блистала, а нынче провалилась, можно было бы охать. Далеко ходить в историю не будем: в прошлом году на первых двух этапах биатлонисты отметились «серебром»: Александр Логинов, женская эстафета, добыли три «бронзы» Матвей Елисеев, Светлана Миронова и Логинов. Потом — «золото» и «бронза» Логинова на чемпионате мира. Семь наград на все и про все.

Прошлый сезон, конечно, был сначала накрыт скандалом с реакцией зарубежных соперников на победу Логинова на чемпионате мира, затем — обыском итальянской полиции из-за чужой аккредитации Александра Касперовича и заведенным итальянцами (пристегнувшими нарушение к дисквалификации спортсмена из-за допинга) делом. Логинов и тренер Касперович до сих пор не знают, чем оно закончится.

Потом сезон был словно замылен пандемией и скандалами в СБР: смена руководства и тренеров, старых отправили в отставку, новых ставший главным тренером сборной Валерий Польховский планировал одних, потом случились другие, в итоге главный остался, но начал работать с теми, на кого не рассчитывал. То есть все было непросто.

Вопрос, а нужна ли сборной вообще должность главного тренера, поднимался в сезоне не раз. Размытая ответственность за результат никогда не была полезной, а вот авторитет старших тренеров, чьи желания шли иногда, судя по высказываниям биатлонистов, вразрез с принятыми в итоге решениями и вносили сумятицу в умы, явно не усиливала.

● ● ●

Основная «материальная» потеря этого сезона (имиджевые мы не берем, дело привычное) — потеря полной квоты у женщин на следующий сезон.

В прошлом году женская сборная заняла пятое место, Белоруссия отстала тогда от России на семь позиций. В этом сезоне наша команда на последнем этапе в Эстерсунде спорила за место как раз с Белоруссией. Впрочем, народное мнение «а какая нам разница, сколько человек останется в сборной на следующий сезон, когда показываем такие результаты» вполне имеет право на жизнь. Но недальновидно, потому что жизнь есть, как известно, и после достигнутого «дна». А каждый человек в сборной — это возможность. Другое дело, использована она или нет. Кстати, за команду Белоруссии выступали на этапах по четыре человека, а у нас по шесть. Теперь у нас будет пять.

● ● ●

Герой сезона для нас — Эдуард Латыпов. Он все время заставлял о себе говорить, даже не добиваясь наград, — единственную личную медаль, первую в карьере, ему удалось получить лишь в последней гонке сезона. Прогресс Латыпова очевиден: в общем зачете Кубка мира Латыпов за год переместился с 52-го места на 18-е. Копался в себе, анализировал ошибки и верил в успех, когда даже проваливался, буквально у всех на глазах.  

Латыпов в сборной на этапах Кубка мира дебютировал в конце 2018 года. В прошлом году лучшим для него оказалось 17-е место в спринте, чемпионат мира для него начался и закончился индивидуальной гонкой в Антхольце — 43-е место.

В этом сезоне Эдуард плотно работал с новым старшим тренером сборной Юрием Каминским. Результаты оказались явно положительными. Латыпов проявил себя ярко в эстафетах: в Оберхофе он впервые был финишером смешанной эстафеты и смог опередить стремительного Стурлу Легрейда. А в Антхольце, получив эстафету от Логинова со штрафным кругом, вырвал для команды «бронзу». В Нове-Место рванул с седьмого места на второе, «обидев» по дороге Йоханнеса Бё-младшего. Не оплошал и на чемпионате мира. А использовав последний масс-старт в сезоне, завоевал и личную награду. Причем сделал это в свой день рождения.

«Все быстро исправить не выходит, но прогресс все же есть», — так прокомментировал свое движение Эдуард. И на радостях «серебра» в масс-старте — последней гонке сезона — назвал сезон для себя даже идеально сложившимся.

Да, подобными словами никто больше из сборной порадовать ни себя, ни тренеров не смог. Прошлогодний лидер сборной Александр Логинов так точно сказать не может, хотя по факту остался лидером: он занимает 17-е место общего зачета, Латыпов — 19-е. Но Саша при этом в прошлом году был 7-м.

● ● ●

Чемпионат мира, главный старт сезона, команда провела плохо. Страдания на лыжне и стрельбище были награждены лишь одной медалью — в той самой мужской эстафете. И снова чемпионат не прошел без скандалов, на сей раз внутренних. Вдруг оказалось, что тренеры имели разные взгляды по месту подводки сборной к чемпионату, ключевой вопрос подготовки. А некоторые спортсмены практически не общались со старшими тренерами, чего уж говорить о подготовке по их планам. Так и получилось, что Каминский реально работал лишь с Эдуардом Латыповым и Антоном Бабиковым, а Михаил Шашилов — с личными воспитанницами Светланой Мироновой и Ириной Казакевич. Остальные биатлонисты — Александр Логинов, Матвей Елисеев, Ульяна Кайшева, Евгения Павлова, Лариса Куклина — тренировались по планам личных наставников.

И с кого спрашивать за результат? Все это наталкивало на мысль, что все спортсмены сборной должны все же находиться на централизованной подготовке, от которой не отказывается ни одна сборная. Плюсы спарринга никто не оспорит.

Юрий Каминский считает, что «в идеале надо больше и качественнее тренироваться, но у каждого есть свой предел». Когда все тренируются вместе, «можно контролировать состояние любого спортсмена, но важно, чтобы спортсмены верили в работу», которую выполняют.

А Михаил Шашилов косвенно подтвердил впечатление, которое складывалось у тех, кто следил за событиями в биатлоне и высказываниями самих спортсменок: некоторые из них видят только свою точку зрения, вплоть до того, что отказываются от гонок на Кубке мира. «Каждый человек сам выбирает себе путь, я пока слушаю команду. Заставлять бегать на Кубке мира? Много народу сюда стремится».

После спринта на этапе в Чехии, последнего перед Швецией, Лариса Куклина сказала, что не понимает, каким образом этот сезон сложился именно так. Назвала все ужасом и полнейшим разочарованием. (Если на первом из этапов занятые места в том же спринте начались для наших биатлонисток хотя бы с 13-го и закончились 68-м, то на втором лучшим уже было 25-е место, а худшим — 81-е.)

Слова Светланы Мироновой о том, что, видимо, наступил спад, могли вызывать лишь иронию: а подъем-то, видимо, все дружно просмотрели. У каждой биатлонистки, конечно, собственное понимание происходящего, плюсы тоже можно найти, но та же Куклина, наверное, обрисовала общую картину: «Сейчас происходят какие-то качели. Утром просыпаюсь — и ни рукой, ни ногой… А на следующий день я вдруг чувствую, что готова бежать. Это говорит о том, что вся подготовительная система была не такой, какой должна быть».

Михаил Шашилов считает, что многому в сборной научился и многое поменял бы на следующий год. «Если остаюсь, то будет немножко все по-другому. Надо, чтобы спортсмены понимали, что они ходят на работу. Работу надо делать хорошо — нельзя просто так не зашить аппендицит».

Кто и как, под чьим руководством будет работать в олимпийском сезоне, решит СБР в апреле на чемпионате России в Ханты-Мансийске. Очевидно, что изменения должны быть внесены. Только смены тренеров все же хотелось бы избежать. Ну правда, сколько можно-то? Перебрали уже всех.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28502 от 23 марта 2021

Заголовок в газете: Мишень закрыта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру