Анжелика Сидорова легла на дорожку и взлетела за медалью Токио-2020 в прыжках с шестом

Наш специальный корреспондент передает из Токио

Мы все гадали – первая олимпийская медаль за два цикла в нашей легкой атлетике – чья она будет? И какого цвета? Не было наших легкоатлетов в Рио-де-Жанейро, только Дарья Клишина, лишь десять человек допустили в Токио. Теперь ответ получен: это серебро прыгуньи с шестом Анжелики Сидоровой.  

Наш специальный корреспондент передает из Токио

Она шла в финале без осечек: высоту 4 м 70 см взяли чемпионка мира Сидорова, олимпийская чемпионка Рио Катерина Стефаниди из Греции, обладательница лучшего результата в сезоне американка Кэти Нэйджотт, британка Холли Брэдшоу. Затем покорилась им и высота 4,85 (отпала Стефаниди), но Анжелика лидировала по чистоте попыток.

Следующая прибавка на 5 см закрутила турнир в тугой узел нервов. Первый прыжок на 4,90 показал свой капризный характер высоты для элиты – никто не справился. Анжелика не берет высоту и во второй попытке. А американка – перелетает планку удачно, перетянув одеяло преимущества по попыткам на себя. И это значит, что для победы Сидоровой надо рисковать.  И третий прыжок Анжелика переносит на высоту 4,95. Британка на такой шаг не идет, но и не преодолевает 4,90. 

Один прыжок на Олимпийских играх – это маленькая жизнь. Очень быстрая, но – или роковая, или счастливая. Анжелика уже делала это: на чемпионате мира-2019, когда она завоевала золото, все сложилось, как надо, высоту 4,95 она взяла. Пока у тебя есть хоть одна попытка, ты не проиграл. Это простой закон спорта. 

Перед последним прыжком в Токио она легла на покрытие олимпийского стадиона. «Ритм в конце пошел очень быстрый, одну попытку за другой делать было очень сложно. Отдохнуть хотела на дорожке». А потом – побежала, и мелькание белых приметных гетр как-то вселяло чувство, что все будет хорошо. Олимпийские игры рассудили по-своему. Медаль есть, но серебро.

Вот это противное «но», конечно, несправедливое. Вице-чемпион Олимпийских игр! Только главный старт для каждого спортсмена в жизни – территория без компромиссов. И если была возможность завоевать первое место, но не случилось, значит, это повод для переживаний. Как минимум – в день финала. А максимум может растянуться и на всю жизнь.

…Светлана Абрамова, тренер спортсменки, говорит, что Анжелика – человек не очень открывающийся и открытый. «Наше своеобразие отношений в том и заключается: я не слышу от нее многие вещи, а вижу их. Она не любит говорить, а взгляд порой говорит красноречивее слов. Иногда прижмется и понятно: все что можно, этим сказано. А часто на соревнованиях губки так поджимает – вот она такая, вся внутри».

Вот это «внутри» выливалось потоком слез после окончания олимпийского финала. Анжелика прижалась к тренеру и плакала. Вернее, они делали это обе. И, скорее всего, не смогли бы ответить даже сами себе на вопрос: от счастья, что есть медаль, или от обиды, что золото взлетело на высоту не с ней, а с американкой.

И еще говорит Абрамова, что Анжела знает, чего хочет. Ее сложно заставить что-то сделать против воли, только через убеждение. «Если я вижу, что она не понимает, зачем это или то, стараюсь объяснить всю цепочку. Или соглашается и делает, или не соглашается и высказывает свое видение. А так как она давно уже взрослый человек, естественно, ее мнение учитывается на 100 процентов. Я знаю, что тот актив, который она накапливает, Анжелика умеет использовать грамотно».

И этот актив совсем не свалился им обеим на голову, как некая данность. В успех Анжелики в прыжках с шестом вообще мало кто верил. «Ведь, когда смотришь со стороны, первым делом обращаешь внимание на антропометрические данные и физические показатели. Анжелика никогда не производила впечатление сильной и быстрой. Но то, что у нее есть в активе, она умеет очень грамотно и рационально использовать. И родился этот эффект от ее прыжка: «Как она это делает?!». А вот так. Изыскиваем возможности…»

Их тандем – тренера и спортсменки – работал на эти Игры все последние годы. Там, в Рио-де-Жанейро, не была допущена к участию в Играх даже Елена Исинбаева. Здесь, в Токио, Анжелика была в десятке наших топовых легкоатлетов. И ее медаль держали в уме.

А вы знаете, что Абрамова, еще и старший тренер сборной России по прыжкам с шестом, сама когда-то первой из представительниц России дошла до высокого международного уровня. Тогда, до эпохи Елены Исинбаевой и Светланы Феофановой. А потом стала и первым тренером-женщиной в истории шеста. Не только у нас – вообще в истории вида спорта.

Смешно, но, даже будучи личным тренером чемпионки мира, сталкивается с предубеждениями: мол, не место женщине-тренеру в этом секторе. С Анжеликой идет рука об руку девятнадцать лет. И путь к победам нащупывали вместе, и ошибки искореняли. «Потихонечку разбирались, росли, росли, выросли. Учились обе: я ведь сама тренировалась совсем в других условиях, с другими шестами. Но сегодня есть своя методика. Это – результат нашего с Анжеликой совместного труда. Ее создала не я, а мы. А обиды или чье-то неверие… Установка всегда одинаковая: трудность мне нужно преодолеть самостоятельно. Если кто-то более сильный помогает – с благодарностью приму. Кто-то за спиной осуждает или сомневается?  Хотите что-то сделать лучше – сделайте».

…Упав на маты, исполнив последний прыжок, Анжелика на время замерла. Сколько нужно секунд, минут, чтобы «переварить» спортсмену то, что все уже позади? Или часов? Прилетавшие друг за другом в Москву с медалями спортсмены говорили: еще не осознали. 

А проигрыш – пусть это слово абсолютно не подходит к серебряной награде Олимпийских игр, но тем не менее лидерами так и воспринимается, – они осознают сразу. Помните, как гимнаст Никита Нагорный корил себя за упущенные возможности?  

Выжать максимум – тоже закон Игр. На олимпийском стадионе Токио, том самом, где зажигали огонь выстраданной всеми Олимпиады, Анжелика радовалась и хотела плакать: «Очень рада, что я уеду с медалью из Токио, а с другой стороны, чуть-чуть не хватило до золота.  

Это ее первые Олимпийские игры, первая награда главного старта пятилетки. Будет ли следующая, никто не скажет. Сидорова говорит, что пока вообще не хочет об этом думать. Да и вообще – загад не бывает богат, тем более в спорте. Легкая атлетика России только из-за травм потеряла в Токио двоих лидеров – Дарью Клишину и Сергея Шубенкова, проиграли свою битву в секторе прыгуны в высоту Михаил Акименко и Илья Иванюк, дисквалифицировали за технику ходьбы Василия Мизинова на дистанции 20 км… Медали утекали с олимпийской скоростью. Анжелика, добравшись до главного в жизни сектора, сделала все, что могла. «Актив» сработал. 

И говорила после награждения, что каждый случай на Играх – уникальный. Каждая судьба. Ее медаль Токио-2020 – тоже уникальна. Подготовиться к Олимпийским играм в условиях пандемии – это было уготовано всему миру. А вот пройти через все скандалы и унижения нашей федерации, вздрагивать от поступающей информации, тратить свои нервы и эмоции на чужие дрязги и роковые для целого отечественного вида спорта шаги, заниматься оформлением нейтрального статуса, и готовиться в надежде на то, что Игры для нее все же состоятся… Не маловато было.

Сезон получился рваный, соревнований не хватило. Но в олимпийском финале Анжелика не дрогнула. Перед решающим прыжком ей хлопала даже главная соперница – Кэти Нэйджотт. И полученную медаль надо теперь прижать к груди и прямо сейчас начать ее любить. 

Сюжет:

Олимпиада в Токио

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру