Камила Валиева и Лиза Туктамышева на Skate Canada ударили соперниц наотмашь

Российские фигуристки ослепили фигурный мир на этапе Гран-при в Канаде

Камила Валиева, Елизавета Туктамышева и Алена Косторная не пустили соперниц на пьедестал канадского этапа серии Гран-при. А дебютантка взрослого сезона с произвольной программой «Болеро» подняла баллы на фантастическую высоту. В Ванкувере только фееричный Нэйтан Чен превзошел Камилу по оценке за технику. Заметьте, всего лишь на балл с хвостиком: 106,15 против 107,68.

Российские фигуристки ослепили фигурный мир на этапе Гран-при в Канаде

…Тормозишь себя, уговариваешь: тише-тише, еще только второй этап серии Гран-при прошел, не надо безумствовать в восприятии. А они – бьют наотмашь. Без жалости к себе, не щадя нас. Камила Валиева и Елизавета Туктамышева: эти фигуристки – без тормозов. И в Канаде ослепили мастерством фигурный мир.

Проблемы с визами, нервы, 30-часовой перелет в Ванкувер, карантин в номере, акклиматизация. Вот оно, оказывается, как это все в комплексе работает у гениев. Появились рекорды, от которых хочется зажмуриться. И даже затаиться: три месяца до Олимпийских игр, конец октября.

У Камилы Валиевой в Канаде, представьте себе, состоялся дебют на взрослом этапе Гран-при. У кого, у кого? Об этом приходится себе даже напоминать: Камила на внутренних соревнованиях выступает со старшими коллегами давно, мы как-то и подзабыли, что все международные взрослые старты в этом сезоне для нее проходят впервые.  

В короткой программе на канадском этапе Камила чуть-чуть не добралась в оценках до рекорда Алены Косторной двухлетней давности. Увлеклись мы все, конечно, этими рекордами в фигурном катании, но не мы такие – безумная жизнь на льду нынче такая.

После исполнения короткой программы Валиева не скрывала, что довольна: «счастлива, потому что сделала все, что могла, 100%». По просьбам трудящихся журналистов заглянула в будущее: «Не думаю о том, что будет, живу сегодняшним моментом». Не была бы собой, если бы тут же не уточнила: «но я попытаюсь на Олимпийские игры попасть». Скромно так сказано, но с олимпийским вкусом.

Потом была произвольная программа: аксель в три с половиной оборота, три прыжка в четыре оборота. И – фирменная красота вращений и движений. Улетела от соперниц Камила в даль дальнюю. От фантастической Елизаветы Туктамышевой, которая просто блистала в Канаде и исполнила три тройных акселя, Валиеву отделили 32 балла с хвостиком. Да, и не идеально исполненный аксель оставил еще возможность на рост баллов. Ловлю себя на том, что простая констатация этих фактов бьет хлеще самых образных сравнений.

«Болеро» в исполнении Камилы Валиевой не отпускает даже через несколько часов. Помните первое появление произвольной на льду? Программа на вырост – эта трактовка звучит как-то не очень симпатично. Но такое бывает – когда юниорам ставят программу в расчете на два сезона и усложняют с течением времени. Знаменитый «Дон Кихот» Алины Загитовой – из таких.

В прошлом году Камила говорила: я представляю образ змеи, у меня свой сюжет, хотя историю «Болеро» знаю. Ей возражали: не понимает фигуристка, что катает, не по силам ей такая классика и не по возрасту. Даже смешно, но этот упрек можно услышать и сегодня. Да, искать в 15-летней Камиле страсть взрослой женщины – странное дело. Только вот, зачем искать-то?

Зачем мы навешиваем на фигуристов буквально кандалы наших представлений о том, как и что они должны воспринимать и чувствовать. Недавний шум вокруг высказывания российского экс-судьи по поводу того, что танцор Гийом Сизерон (он совершил каминг-аут в мае прошлого года, выложив фото своего бойфренда) не может показать любовь между мужчиной и женщиной, из этой же серии странностей. Да, это конфликт абсолютно другого уровня – Сизерон после слов возмутился, призвал ISU к реакции, а французская федерация обратилась в головное учреждение еще и письменно: негоже устраивать гомофобию.

Но вообще-то негоже только одно: не оценивать катание по факту, а выискивать в нем то, что тебе кажется. Или не показалось. Интерпретация образа – тонкая штука. Конфликт с Сизероном другого уровня, а суть похожа. У каждого свое восприятие, свое представление музыки «вживую». И так ли надо разжевывать себе, что именно представляет под великую музыку Камила? Пусть не страсть женщины, пусть даже змея. Но не пропала же силища, которая нарастает с каждым движением и тактом. Как и демонстрация внутренней энергии, которая вкупе со сложнейшим техническим набором, завораживает. Не то, что глаза отвести от Камилы в «Болеро» невозможно, моргать не хочется. Разве это не искомый эффект?

Одна из самых известных постановок «Болеро» – в редакции хореографа Мориса Бежара 1961 года. При жизни Бежар лично давал разрешение на исполнение своей версии «Болеро» танцовщикам, отвечающим его критериям хореографического стиля. Трудно сказать, задумался бы хореограф о великом женском в исполнении Камилы Валиевой, но хореографический стиль фигуристки, учитывая ледовые возможности, мне кажется, его бы, мягко говоря, не расстроил.

***

На этапе Гран-при в Канаде в борьбе одиночниц мы увидели лишь фрагмент того великого и прекрасного безумия, в которое предстоит погрузиться на чемпионате России. Не просто национальном отборе, а отборе на Олимпийские игры. Эти фрагменты пока рассыпаны по этапам серии. И главные действующие лица (тоже пока) находятся в заочной борьбе. Но трио, которое мы увидели в Канаде – ярчайшее. Две звезды, шокирующие уже сейчас, в конце октября. И третья, Алена Косторная, пока пытающаяся догнать прежнюю себя.  

Второе место Елизаветы Туктамышевой, и даже не место, а сами выступления, как в короткой, так и в произвольной программах, – это прекрасное исполнение всех прыжковых элементов и высокие компоненты. Камила Валиева выиграла по баллам много, но Лиза абсолютно не оказалась в тени. Три великолепных элемента ультра-си, вращения и дорожки, к которым нет вопросов.

Елизавета еще на пресс-конференции после короткой программы призналась: до выхода на лед совсем не была уверена в том, что сможет показать программу на высоком уровне, но рада чистому прокату. И сказала, что организм еще не пришел в себя из-за утомительного перелета и смены часов. «Было трудно. Надеюсь, завтра будет лучше».

Это «лучше» оказалось прекрасным. Произвольная программа Лизы этого сезона с каждым исполнением все больше красуется задуманными акцентами. Она уже впитала в себя соревновательный дух и аплодисменты, а жажда втянуть всех в процесс с каждым разом только усиливается. Вы готовы? Будем кайфовать!

Лиза вспоминает, когда в первый раз услышала музыку, которую предложил Никита Михайлов, то сразу влюбилась и была очарована (Туктамышева катается под Arabia Ханина Эль Алама и My love music Артема Узунова). «Мне кажется, я попала в точку. Это всегда радостно: найти «ту самую» музыку в олимпийский сезон».

Туктамышева – феерична. Да, она много раз говорила: кайфую в жизни, кайфую на льду. Но каждым прокатом Лиза все равно удивляет. Внутренняя свобода добавляет ей сил на льду.

Ей нечего терять? Ой-ой. Да, пусть дорога к мечте зачастую важнее и интереснее, чем само осуществление желаний. Но такого выхода на прямую перед Олимпийскими играми у Лизы в ее долгой карьере еще не было. Как и самих Игр.

… Любое выступление в олимпийском сезоне – заявление о намерениях. Все топовые фигуристки России ступили на дорогу к Олимпийским играм. И с каждым стартом будут только набирать форму и насыщать программы пульсовым ритмом сезона. Пульс пока у всех разный. Но он слышен во всем мире.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28657 от 1 ноября 2021

Заголовок в газете: Без тормозов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру